Страны ЕАЭС готовятся реализовывать совместные промышленные проекты, которые получат кредитные преференции. Программа будет запущена уже в следующем году и за ближайшие пять лет поможет профинансировать проекты стоимостью до 1 млрд долларов. Это смягчит действие санкций и будет способствовать быстрому замещению «недружественного» импорта при пониженных рисках.
Минпромторг подготовил проект закона о ратификации поправок к Договору о Евразийском экономическом союзе, которые были согласованы на заседании Высшего Евразийского экономического совета в мае этого года. Согласно документу, планируется создать механизм финансирования совместных проектов промышленной кооперации.
По решению Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) реализация перспективных проектов, в которых участвуют компании минимум из трех стран ЕАЭС, будет финансироваться из бюджета ЕАЭС по субсидированной процентной ставке.
Планируется, что механизм заработает с 2024 года, бюджет пятилетней программы составит около 20 млн долларов в год. Программа будет способствовать технологическому развитию стран-участниц, кооперации с партнерами по ЕАЭС, поможет смягчить действие санкций и снизить риски самостоятельного импортозамещения.
Принятие такого решения — безусловный успех ЕЭК и ее промышленного блока, который в последнее время становится одним из флагманов интеграционных процессов, убежден ведущий эксперт Центра компетенций по взаимодействию с международными организациями Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Владимир Изотов.
«Для промышленной кооперации стран характерны высокий уровень транспарентности и подотчетности, а также активная вовлеченность научно-экспертного сообщества. Ситуация здесь выгодно отличается от других (проблемных) зон интеграции высоким уровнем практической значимости и реально работающими кооперационными проектами с ясными экономическими и социальными эффектами. Динамика развития промышленной кооперации и импортозамещения в ЕАЭС свидетельствует о способности стран “пятерки” достаточно быстро принимать совместные решения по ключевым направлениям промышленного сотрудничества и механизмам его финансирования», — пояснил эксперт.
Он подчеркнул, что формирование механизмов поддержки совместных кооперационных проектов надо рассматривать в более масштабной оптике, с точки зрения макрорегиональной интеграции. В случае успеха проекта целесообразно прорабатывать такую перспективу и для Большого Евразийского партнерства (БЕП) — передовой инициативы российского руководства, в котором ЕАЭС играет ключевую роль.
Задача формирования БЕП поставлена в Стратегии ЕАЭС — 2025, напомнил Владимир Изотов. Речь может идти о геоэкономической кооперации как минимум между тремя полюсами Большой Евразии — Россией, Индией, Китаем — и, шире, о создании инвестиционно-промышленного каркаса для всего БЕП.
При этом «большие стратегии» не должны отвлекать внимание граждан от локальных эффектов: создания новых рабочих мест, повышения инновационного потенциала городов и регионов, укрепления их социально-экономической связанности.