Избыточное внимание к отрицательным новостям не следует воспринимать как аффективное поведение или слабоволие их потребителей. Сами любители негативной информации объясняют свои действия индивидуальными чертами личности (повышенная тревожность при отказе от новостей, аналитический склад ума, устойчивость психики), специфически понимаемым гражданским долгом и социальными причинами (заботой о близких, поиском тем для обсуждения и людей, близких по убеждениям). Такой выбор трудно однозначно назвать рациональным или, напротив, бессознательным, а последствия думскроллинга для разных групп и индивидуумов, которым присуще чрезмерное медиапотребление, могут существенно различаться.
Старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Анастасия Казун при поддержке Российского научного фонда (грант № 23-78-01206) изучала мотивацию думскроллеров — людей, которым присуще чрезмерное потребление негативной информации. Результаты своего исследования она представила в статье «Обложиться информацией, чтобы хоть что-то понимать”: индивидуальные и социальные основания думскроллинга», опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Мир России».
Под думскроллингом (doomscrolling) понимается тенденция продолжать просмотр негативных новостей, даже если они огорчают их потребителя. Сам термин появился в период пандемии COVID-19, когда организации, связанные со здравоохранением, рекомендовали людям снизить потребление новостей для сохранения эмоционального благополучия. Проблема обострилась с развитием цифровых и социальных медиа, позволяющих получать информацию по повестке дня в режиме 24/7.
Анастасия Казун пояснила, что чрезмерное медиапотребление принято рассматривать как слабоконтролируемое аддиктивное или аффективное поведение. Некоторые зарубежные исследователи интерпретируют его как компульсивное поведение, совершение индивидом неконтролируемых действий, помогающих ему справиться с тревогой: постоянное чтение новостей в интернете может быть способом преодоления стресса, инструментом возвращения чувства контроля над ситуацией, причем временное снижение стресса подкрепляет компульсивное поведение. Гиперактивное потребление информации негативно воспринималось еще в начале развития массмедиа. «Жеватели мастик, читатели газет», — писала в 1935 году Марина Цветаева. В последние годы исследователи дают чрезмерно активным любителям новостей не менее резкие оценки: «медиазависимость», «запой» и даже «новостные наркоманы».
Также обращается внимание на негативные эффекты думскроллинга. Например, считается, что чрезмерное внимание к новостям может отрицательно сказываться на ментальном и/или физическом здоровье человека, усиливать симптомы острого стресса сразу после травмирующего события, а с течением времени вызывать ПТСР.
Для детального исследования мотивации думскроллеров под руководством Анастасии Казун в ноябре 2022-го — марте 2023 года было проведено 47 полуструктурированных интервью с респондентами, идентифицировавшими себя таким образом (с 21 мужчиной и 26 женщинами в возрасте от 18 до 74 лет).
Исследование в основном фокусировалось на истории перехода информантов к думскроллингу, мотивах и причинах, способствовавших избыточному медиапотреблению, практиках использования новостных ресурсов, а также на представлениях о позитивных и негативных эффектах от их манеры получения информации.
Автор отмечает: информанты редко представляли избыточное потребление новостей как аффективное или аддиктивное поведение. Такие мнения возникали в интервью, но доминирующими были утверждения о мотивированном целенаправленном просмотре большого количества негативных новостей.
Одной из причин думскроллинга респонденты называли индивидуальные черты. В частности, стремление активно просматривать новости связывалось с высокой тревожностью при отказе от них, аналитическим складом ума, устойчивой психикой. Думскроллинг позиционировался как оптимальный или приемлемый способ потребления информации для индивида в силу его личных черт и одновременно дисфункциональный для людей, не обладающих такими свойствами.
«Глотатели новостей» отмечали повышенный личный спрос на информацию и/или низкие по сравнению с другими людьми эмоциональные и когнитивные издержки активного потребления негативной информации.
Фото: iStock
Погружение в медиа также объясняется удовлетворением индивидуальных потребностей, когда новости важны для принятия решений и планирования жизни. Другой аргумент в пользу постоянного просмотра информации — потребность в восстановлении контроля над ситуацией. Думскроллинг выглядит элементом копинга (образа действий для преодоления стресса), ориентированного на проблемы или на эмоции, отмечает Анастасия Казун. Наконец, чрезмерно активные потребители новостей считают, что это помогает им формировать прогнозируемый и понятный образ окружающего мира. Это не означает, что информанты не испытывали негативных эмоций при просмотре новостей: в интервью отмечались связанные с информацией переживания, но издержки отказа от ее получения воспринимались как чрезмерно высокие.
Респонденты выделяли также моральные основания думскроллинга, объясняли избыточное внимание к событиям их беспрецедентностью и высокой значимостью, когда поддержание информированности о них становится гражданским долгом. Более того, некоторые считают, что потребление больших массивов информации правильно и желательно для жителей России в целом.
Некоторые информанты, отмечает исследователь, обосновывали необходимость большого внимания к новостям в терминах личной причастности к повестке дня, а отказ от их потребления или недостаточное внимание к ним называли уклонением от ответственности. Сохранение личного эмоционального благополучия за счет игнорирования новостного потока воспринималось как морально неприемлемое.
При этом практическая польза от знаний о тех или иных негативных событиях в таких нарративах обычно не обсуждалась.
Переход к чрезмерно активному потреблению информации также объясняется социальными связями. Одним из ярких аргументов в пользу избыточного чтения новостей становится беспокойство о близких. Беспокойство, приводящее к думскроллингу, связывали с составом семьи, профессией родственников, а также географией их проживания. Дополнительным доводом в пользу скрупулезного отслеживания новостей была меньшая вовлеченность в их потребление членов семьи информанта.
Для других информантов толчком к думскроллингу стало социальное заражение. Просмотр новостей связывался с их активным обсуждением в семье и на работе. Постоянные разговоры о текущих событиях нормализовали экстенсивное потребление новостей и затруднили отказ от информационного контента. Ограничение его поглощения могло негативно влиять на отношения информанта с окружением («все обсуждают, а я не могу поддержать разговор»). Такое обоснование думскроллинга похоже на один из мотивов запойного просмотра телесериалов.
Наконец, избыточное потребление новостей связывалось не столько с внутренней мотивацией информантов, сколько с невозможностью этого избежать. Активные дискуссии в социальном окружении, смешение на отдельных платформах, в том числе в социальных сетях, новостного и развлекательного контента стимулируют случайное потребление новостей и возникновение эффекта «новости-находят-меня».
Исследование показало: люди, оценивающие свое внимание к негативным новостям как чрезмерное, способны предложить широкий спектр обоснований такого стиля медиапотребления. Переход к думскроллингу объясняется индивидуальными чертами и потребностями информантов, чувством причастности и моральным/гражданским долгом поддержания информированности, социальными причинами, в том числе заботой о близких. О его аддиктивной составляющей, появлении зависимости от чтения новостей говорится значительно реже и обычно в сочетании с доводами, рационализирующими их избыточное потребление. Практикующие думскроллинг преимущественно считают его личным выбором, нередко отмечают его нормативную желательность и осуждают избегание новостей.
«Мы не можем с уверенностью утверждать, является ли думскроллинг рациональным выбором или представляет собой скорее рационализацию аффективной реакции. Думскроллеры могут обосновывать и оправдывать свой образ жизни, приводя широкий спектр аргументов. Тем не менее нельзя утверждать, что этот стиль медиапотребления является рациональным выбором пользователя (как, впрочем, нельзя утверждать и обратного). Так или иначе, представления о думскроллинге как о неизбежном или желательном поведении имеют определенные социальные последствия, поскольку делают такие практики более устойчивыми», — резюмирует Анастасия Казун.
В дальнейших исследованиях она предполагает сфокусироваться на изучении влияния избыточного просмотра негативных новостей на ментальное и физическое состояние людей с учетом мотивов обращения к такому контенту. Последствия думскроллинга для индивидуумов и групп, практикующих его по разным причинам, могут существенно различаться, полагает автор.