Традиции веротерпимости: как в России строилась система государственно-религиозных отношений

Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Центр религии и права НИУ ВШЭ провел научно-практическую конференцию «Историко-правовое значение введения в Российской империи начал веротерпимости 30 апреля 1905 года для современной системы правового регулирования государственно-религиозных отношений в РФ». В ее работе приняли участие представители органов госвласти, религиозных организаций, научно-экспертного сообщества, а также практикующие юристы.

Открывая пленарное заседание конференции, директор Центра религии и права НИУ ВШЭ Светлана Нуждина подчеркнула важность ретроспективного анализа религиозной политики в России. Исследование изданного 30 апреля 1905 года указа российского императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» и его практической реализации актуализирует вопросы правового регулирования отношений в сфере свободы совести и свободы вероисповедания, взаимодействия государства и религиозных объединений.

Светлана Нуждина, фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Она отметила, что в современных условиях особое внимание уделяется проблеме укрепления российских духовно-нравственных ценностей. Вместе с тем важно, чтобы тон дискуссии задавали люди, глубоко знающие этическую и историческую подоплеку проблем, историю взаимодействия государства, общества и религиозных объединений.

По мнению научного руководителя Центра религии и права НИУ ВШЭ, доктора теологии, кандидата философских наук, профессора игумена Серапиона (Августа Митько), указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» стал прародителем законопроектных тенденций в области правового регулирования государственно-религиозных отношений, проявившихся в дореволюционной и современной России.

Игумен Серапион (Август Митько), фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Игумен Серапион напомнил, что до принятия указа был установлен запрет на переход из православия в другие религии, а внутри иных конфессий такой переход был затруднителен; отдельные религиозные общины подвергались более мягкой (меннониты) или жесткой (старообрядцы) дискриминации. Указ разрешил переходить из одной религии в другую, новообращенным христианам по их желанию возвращаться в их прошлое вероисповедание, наконец, был урегулирован статус старообрядцев, которых перестали называть раскольниками. В то же время указ не провозглашал свободу совести, т.е. человек не мог объявить себя атеистом. Вопрос о соотношении свободы совести и свободы вероисповедания сохраняет свою актуальность и сегодня.

Провозглашение веротерпимости — это только первый шаг к признанию свободы совести и свободы вероисповедания, закрепленных в настоящее время на конституционном уровне, отметил профессор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ Михаил Краснов. Он проанализировал соответствующие нормы основных законов зарубежных стран и сделал вывод, что наилучший вариант урегулирования государственно-религиозных отношений содержался в Веймарской конституции Германии 1919 года. Сейчас, по мнению Михаила Краснова, образцом может служить основной закон Италии. Согласно его положениям «все религиозные исповедания в равной мере свободны перед законом; религиозные конфессии, не являющиеся католическими, имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, поскольку они не противоречат итальянскому правовому порядку». Указанный опыт с учетом российской специфики мог бы быть использован при разработке законопроекта об оптимальных взаимоотношениях между религиозными организациями и государством.

Заместитель начальника Управления по связям с религиозными организациями Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Анна Кудрявцева зачитала приветствие руководителя департамента Виталия Сучкова, в котором была подчеркнута важность и актуальность вопросов, касающихся государственно-конфессиональных отношений и соответствующей правоприменительной практики, которые представляют живой интерес для города.

Анна Кудрявцева, фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Анна Кудрявцева указала на необходимость активного сотрудничества государства и религиозных объединений как в целях обеспечения межконфессионального согласия в российском многонациональном обществе, так и в целях принятия мер для реализации указов Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Эффективность такого сотрудничества в городе Москве подтверждается данными социологических опросов. Исследования показывают, что количество москвичей, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений, является стабильным. Руководством религиозных организаций, официально зарегистрированных в городе Москве, также дается положительная оценка состояния межконфессионального мира и сотрудничества в столице.

Вахтанг Кипшидзе, фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе представил доклад о защите чувств верующих как органическом элементе института религиозной свободы. Идея о высшей ценности человека, равно как и принципы свободы совести и свободы вероисповедания, покоится на христианском фундаменте и предполагает уважение к религиозным ценностям и чувствам верующих. В то же время светскость, доведенная до логического завершения, приводит к абсурду и саморазрушению.

Дамир Мухетдинов, фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России, ректор Московского исламского института Дамир Мухетдинов рассказал о тысячелетних традициях веротерпимости на евразийском пространстве современной России как об основе гражданского мира и взаимодействия традиционных религий России. Первым государством с традициями веротерпимости на нынешней территории нашей страны был Хазарский каганат, где сочетались иудаизм, христианство и ислам, назначались судьи для представителей всех конфессий. Принципы веротерпимости действовали и в Золотой Орде. Российское государство в течение длительного периода скорее терпело, чем поощряло иноверцев, и только в начале ХХ века ситуация существенно изменилась. Дамир Мухетдинов полагает, что важно продолжить традиции веротерпимости на евразийском пространстве, обеспечить справедливость для верующих традиционных религий и не допускать межрелигиозных конфликтов.

Аарон Гуревич, фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Руководитель Департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС и правоохранительными учреждениями Российской Федерации Аарон Гуревич рассказал о влиянии указа Николая II на положение еврейской общины. Он отметил, что то, что прозвучало 119 лет назад как веротерпимость, сейчас вошло в преамбулу Конституции России и Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Роман Лункин, фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Заместитель директора по научной работе, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин проанализировал российский путь от веротерпимости к религиозно-общественной консолидации. В то время как в Европе происходит вытеснение религиозного мировоззрения, у России есть шанс сочетать его с развитием демократических государственных институтов. При этом ключевыми направлениями современной конфессиональной политики должны стать защита национальных интересов и противодействие террористическим и экстремистским организациям, полагает он.

Научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Тимур Мельник изучил правовые позиции Конституционного суда РФ (КС) о религиозных объединениях как форме объединений. КС исходит из понимания религиозного объединения как формы реализации права на объединение и свободы вероисповедания, предусмотренного статьями 28 и 30 Конституции РФ, что, несмотря на легально провозглашаемое нераспространение норм Федерального закона «Об общественных объединениях» на деятельность религиозных объединений, фактически приравнивает последние по статусу к общественным объединениям. Вместе с тем он подчеркнул важную роль правовых позиций КС в юридическом оформлении и конституционализации государственно-религиозных отношений.

Преподаватель Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ, профессор РАНХиГС Михаил Шахов обозначил перспективы совершенствования отечественного законодательства о религиозной свободе. В частности, по его мнению, требуют законодательного урегулирования следующие аспекты: статус участника религиозной организации, правовое положение незарегистрированной религиозной группы, критерии отнесения религии к традиционной. Он также обратил внимание на неопределенность статуса светского государства.

Михаил Одинцов, Михаил Шахов, фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Доктор исторических наук, профессор Михаил Одинцов осветил зарубежный и российский опыт в достижении и обеспечении веротерпимости и свободы совести. Указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» был воспринят представителями разных общественных групп того времени неодинаково и требовал последовательного осуществления дальнейших шагов по развитию принципа веротерпимости, свобод вероисповедания и совести. По мнению Михаила Одинцова, веротерпимость является высшей формой государственно-церковных отношений в клерикальном государстве, приходящей на смену таким предшествовавшим формам, как теократия, цезарепапизм, папоцезаризм, ею исчерпываются возможности последовательного и концентрированного развития свободы вероисповедания.

Татьяна Бернюкевич, фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

О буддийских идеях в культуре России конца XIX — начала ХХ века в контексте вопросов веротерпимости и о пробелах в исследованиях буддизма в России рассказала профессор кафедры социально-гуманитарных наук и технологий Московского государственного строительного университета Татьяна Бернюкевич. Она назвала два основных пункта указа 1905 года, напрямую касающихся буддистов: во-первых, ламаиты отныне переставали обозначаться в правовых документах как идолопоклонники и язычники; во-вторых, разрешалось возвращение новообращенных христиан в изначально исповедуемую ими нехристианскую веру. Эксперт также отметила важную внешнеполитическую роль укрепления отношений государства и буддизма в начале ХХ века в аспекте вступления Российской империи в т.н. «Большую игру».

Доцент кафедры конституционного права Санкт-Петербургского государственного университета Вячеслав Кондуров затронул вопросы истории и социологии светского государства как концепта догматики публичного права. Семантическое ядро светского государства в той или иной степени сложилось в результате религиозных войн, имевших место в Европе в XVI–XVII веках, и изначально было связано не с религиозной свободой, а с отстранением религиозных деятелей от принятия ключевых политических решений. Позднее концепт светского государства дополнился свободой вероисповедания. Однако, как заключил докладчик, самобытность отечественной истории (господствующая веками православная вера, провозглашенный на государственном уровне атеизм советских времен, нынешнее возрождение религиозных начал) обусловливает коррективы понимания понятия и принципов светскости государства.

Сергей Киришов (Геше Йонтен Лодой), фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Председатель Центрального духовного управления буддистов, член Общественной палаты РФ, член Общественной палаты Республики Калмыкия, член Совета Московской общины буддистов Сергей Киришов (Геше Йонтен Лодой) подчеркнул, что взаимодействие буддистской общины с государством вышло в России на более высокий уровень благодаря координирующей роли Фонда содействия буддийскому образованию и исследованиям. Он предложил привлекать к разработке законопроектов, регламентирующих чувствительные для религиозных общин проблемы, представителей соответствующих религиозных организаций.

Эдуард Ананьев, фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Старший преподаватель Московского теологического института Российской Церкви христиан веры евангельской пятидесятников Эдуард Ананьев в своем докладе проанализировал вопросы веротерпимости как основной тенденции государственно-конфессиональных отношений, а также соотношение этого понятия со свободой совести и толерантностью.

Проблемные аспекты экспертной деятельности в религиозной сфере стали предметом рассмотрения в сообщении адвоката Станислава Кулова. Он на примере практики назначения экспертизы по уголовным делам, возбужденным по ст. 239 Уголовного кодекса РФ, обозначил необходимость привлечения к экспертизе лиц, обладающих специализированными знаниями в религиозной сфере, создания реестра экспертов-религиоведов, а также механизмов их правовой защиты, введения спецкурса по юридическому религиоведению.  

Дмитрий Кузнецов, фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Итоги пленарного заседания подвел директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ ординарный профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Кузнецов. Он подчеркнул, что обсуждение темы взаимодействия государства с религиозными организациями, несомненно, должно продолжаться. Дмитрий Кузнецов поблагодарил докладчиков и участников конференции за постановку важных актуальных проблем и содержательную дискуссию, а также предложил обобщить и проанализировать прозвучавшие на конференции идеи для их представления заинтересованным исследователям и органам власти.

Конференция продолжила работу в студенческой сессии.

Дата публикации: 29.05.2024

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: