Социальное партнерство прописано в основном законе страны, условия для его развития есть, уверены эксперты. Но пока оно остается преимущественно на уровне деклараций. О том, как добиться баланса в трудовых отношениях, говорили участники пленарного заседания III Международной научно-практической конференции по трудовому праву памяти Юрия Петровича Орловского (Орловских чтений) НИУ ВШЭ.
Модераторами пленарного заседания выступили председатель оргкомитета конференции Дмитрий Кузнецов, директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ, и Аркадий Замосковный, член Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, член Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Председатель Федерации независимых профсоюзов РФ (ФНПР) Михаил Шмаков напомнил, что в Конституции РФ закреплено понятие социального партнерства и ответственность за его развитие возложена на правительство. По мнению Михаила Шмакова, проблема состоит в том, что в положения о министерствах не внесены изменения, в соответствии с которыми должна распределяться ответственность за развитие соцпартнерства.
Такое положение, как считает профсоюзный лидер, приводит к перекосам в трудовых отношениях между работодателем и работником. «Некоторые министры, воспитанные в современном мире, вообще отрицают социальное партнерство», — считает председатель ФНПР. В то же время сегодня есть несколько макроусловий для успешного социального диалога в обществе. Это демократические основы, свобода объединений, существование сильных законных независимых представительных организаций работников и работодателей. Необходимы политическая воля и чувство ответственности сторон для участия в социальном диалоге, а также соответствующая институциональная поддержка.
На фото: Дмитрий Кузнецов. Источник: Высшая школа экономики
«Все эти элементы есть в нашем законодательстве, — говорит Михаил Шмаков. — Но очень много декларируемых принципов, и разрыв этих деклараций с действительностью весьма значителен. Наша работа в том и заключается, чтобы свести расхождения декларативных заявлений с реальной жизнью к минимуму. Это позволит нашей стране более успешно развиваться».
Важным условием сохранения рабочих мест и высокого уровня занятости является скорость адаптации бизнеса к новым условиям, которые зависят в том числе от своевременности решения, полагает управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП Марина Москвина. Ключевой задачей роста бизнеса, в том числе ведущего социальный диалог, является создание благоприятной среды предпринимательства. И очевидно, что бизнес не может эффективно работать без сохранения и повышения занятости, достойной зарплаты, роста уровня жизни, качественных товаров и услуг. Она считает, что отказ от избыточного контроля и надзора, снижение фискальной нагрузки, повышение доступности финансовых ресурсов сегодня — все это создает условия не только для развития экономики, но и для решения актуальных социальных и трудовых вопросов.
«Задача поддержания занятости на достигнутом уровне в трудовой сфере определена как одна из главных, — отметила Марина Москвина. — И конечно, необходимым условием сохранения рабочих мест и занятости является скорость адаптации бизнеса к новым условиям».
Работодатели правы в том, что законодательная защита находится на стороне работника, говорит начальник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ Алия Нуртдинова. «Он зарабатывает своим трудом, зависит от работодателя. Поэтому весь трудовой код нацелен на защиту работника. И одной из задач трудового законодательства является сохранение баланса — защита прав и интересов работника», — полагает она.
Когда принимался самый первый закон о коллективных договорах, формула трудового договора была гораздо мягче, чем сейчас, напомнила Алия Нуртдинова. Та формула, которая действует в современных условиях, заимствована из законодательств о труде западных стран. Но нужно учитывать, что в РФ сильную роль играет государственное регулирование, таким образом, коллективное договорное регулирование по сравнению с государственным носит вспомогательный характер.
На фото: Михаил Шмаков. Источник: Федерация независимых профсоюзов России
«В структуре энергетических предприятий сегодня под отраслевым соглашением находятся две трети всех субъектов, которые занимаются этим видом деятельности — производством, сбытом, передачей тепловой электроэнергии. И одна треть организаций электроэнергетики в этом процессе не участвует. Почему это происходит? Можно ли назвать этот бизнес социально ответственным? Вопрос. Я не знаю ответа», — признался в своем выступлении председатель Всероссийского электропрофсоюза Юрий Офицеров. По его словам, у отраслевиков нет оснований хвастаться эффективным соцпартнерством. Потому что на большинстве предприятий документы носят характер лозунгов, намерений.
«Действительно, нам нужно работать над усилением правовой составляющей, чтобы у профессиональных союзов появилось больше возможностей для привлечения членов, и, конечно, необходимо, чтобы они все работали», — отметила профессор-исследователь департамента публичного права факультета права НИУ ВШЭ Марина Буянова.
Ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ адвокат Татьяна Коршунова в своем выступлении задалась вопросом, почему сегодня все чаще и чаще слышно от представителей бизнеса, что государство им должно что-то обеспечить, принять, решить. «У меня ощущение, что мы строим советскую систему», — говорит она. Когда-то в недрах ВЦСПС рождался типовой коллективный договор, который потом спускался вниз и там наполнялся содержанием, тогда государство и брало на себя обязательства, в то время как соцпартнерство должно родиться снизу, полагает Татьяна Коршунова. Должно быть участие работников в управлении организацией, причем реальное участие, пока же ни работодатель, ни работники не стремятся к этому.