Пандемия и повышение уровня конфликтности в мире сильно изменили мировой туризм: значительно больше путешественников совершают поездки по своей стране, чаще используют цифровые системы бронирования. Вырос и запрос на индивидуальный туризм. При этом европейцев больше привлекает отдых на природе в глубинке и на море, а путешественники из Азии чаще интересуются гастрономическими турами.
Проектная группа Факультета социальных наук «Туризм в пространстве стилей жизни» провела семинар «Туристические практики в постпандемийный период: межстрановой анализ».
Докладчик, студентка образовательной программы магистратуры «Сравнительные социальные исследования» Екатерина Тюрина отметила: темпы восстановления туризма в макрорегионах существенно отличались. По данным Международной туристической организации (UNWTO), международный туризм в целом по миру в 2024 г. составил 88% от уровня 2019 г. При этом путешествия в Европе и Северной Америке почти достигли доковидных масштабов, а Азия и Тихоокеанский регион не преодолели последствий пандемии - объем путешествий не превысил двух третей от показателей 2019 г., что может объясняться более длительными и жесткими санитарными ограничениями.
Восстановлению и развитию туризма препятствует политическая и социальная нестабильность в ряде стран и регионов, инфляция и экологические катастрофы.
Выездным туризмом называются путешествия граждан в другие страны, въездным – поездки нерезидентов внутри границ какой-либо страны, внутренним – поездки граждан в пределах своего государства. Национальный туризм объединяет путешествия собственных граждан внутри государства и за его пределами, локальный туризм – внутренний и въездной потоки.
В период после пандемии обнаружились глобальные тенденции, влияющие на развитие отрасли в целом. Так, заметен рост внутреннего туризма по сравнению с выездным, особенно в азиатских странах. Кроме того, усилилась цифровизация индустрии путешествий: приложения охватывают все новые сферы, облегчая планирование поездок и получение информации об интересных объектах для посещения.

Фото: iStock
Новыми тенденциями Екатерина Тюрина также назвала рост «зеленого» туризма, особенно в Европе. В экологичных местах размещения снижают объем отходов, используют более качественные системы очистки воды и выбросов в атмосферу, а также переходят на солнечные и ветровые источники энергии. Кроме того, все больше путешественников стремятся увидеть что-то нетипичное, познакомиться с нетуристическими местами.
По данным Евростата, наиболее высокая доля туристов, приближавшаяся к 90% населения, наблюдалась в 2023 г. в Швейцарии и Норвегии, а во Франции, Финляндии и Нидерландах она превышала 80%. При этом французы, испанцы и поляки значительно чаще путешествовали только по своей стране, чем за границу, тогда как среди датчан и немцев эти сегменты примерно равны, а граждане Швейцарии и подданные Нидерландов чаще ездят за границу.
Выездной туризм, по данным UNWTO, ожидаемо сократился в 2020 г. и к 2022 г. не восстановился до доковидных показателей во Франции, Италии, Хорватии, Швейцарии и Беларуси. В Китае и других крупнейших странах Азии - Индонезии, Японии и Южной Корее - его показатели существенно отставали от 2019 г. Единственное исключение – Индия, где число совершивших поездки за рубеж почти достигло допандемийных значений.
Внутренний туризм практически восстановился во Франции, Беларуси и Индонезии, однако в других государствах его динамика отстает от прежних тенденций. Например, в Китае в 2022 г. число поездок внутри страны уступило даже показателям 2021 г. Такая динамика может объясняться и особенностями подсчета: например, в отдельных странах не учитываются однодневные путешествия.
Сведения о масштабах туристических потоков и их основных направлениях имеются и в других источниках. Например, по данным проведенного в 2023 г. опроса американского исследовательского центра Pew Research, за границу ежегодно путешествуют почти 100% шведов и голландцев, 96% немцев, 92% канадцев. При этом аналогичная доля американцев составляет 76%, корейцев – 65%, японцев – 79%, бразильцев – 13%, а индусов - всего 3%. Сведения из разных источников надо внимательно изучать, анализировать и формировать сопоставимые ряды данных, отметила докладчица.
Она уточнила: развитие индивидуального туризма, особенно автомобильного, затрудняет изучение масштабов путешествий и тенденций их трансформации.
Екатерина Тюрина также обратила внимание на отличие практик внутреннего и внешнего туризма в разных странах. Например, 69% китайцев во время своих поездок преимущественно осматривают достопримечательности, что вдвое выше среднего показателя (33%). Европейцам и американцам важно уйти от рутины, а британцы и немцы вдвое чаще чем американцы выбирают пляжный туризм.

Фото: iStock
Среди других тенденций докладчик упомянула популярность коротких поездок по стране у жителей государств Азии, их стремление к гастрономическому туризму и предпочтения европейцев совершать поездки продолжительностью более пяти дней, путешествовать с семьей и бронировать размещение через разные сервисы за 1-4 месяца до поездки.
Различаются и предпочтения поколений. Например, молодежь многих стран, желая набраться впечатлений, предпочитает зарубежные поездки, тогда как старшее поколение чаще выбирает созерцание природы и внутренний туризм.
Модератор семинара, старший преподаватель департамента социологии Максим Маркин предположил, что причина этого - в стремления к подлинности, желании туристов многих развитых стран увидеть что-то типичное за пределами их повседневности. В отличие от них, китайцы и индусы начали активно путешествовать позже и еще не насытились впечатлениями.
Докладчик отметила: проблемы межстрановых исследований туризма сохраняются из-за разной степени доступности данных, отсутствия единых стандартов их предоставления, культурных различий.
Максим Маркин рекомендовал проанализировать данные об открытии новых мест размещения, которые могут отражать динамику роста или снижения туристических потоков в конкретных городах и регионах.
Доцент департамента социологии ФСН НИУ ВШЭ Евгения Надеждина отметила важность изучения показателей наполнения мест размещения, оборота общественного питания, а также сервисов бронирования.
По мнению участников семинара, следует обращать внимание на материалы международных организаций, которые пытаются гармонизировать данные и формировать сопоставимые ряды.
В завершение семинара Максим Маркин отметил, что рост внутреннего туризма – это глобальная тенденция, затронувшая все страны мира, вне зависимости от региона и политического положения.