Российские компании и правительство продолжают следовать ESG-повестке, несмотря на изменившиеся условия ведения бизнеса. При этом некоторые аспекты ESG играют важную роль в смягчении или преодолении негативных эффектов кризиса. Высшая школа бизнеса (ВШБ) НИУ ВШЭ представила исследование актуального состояния корпоративных ESG-стратегий в новых условиях. Его результаты обсудили на научном семинаре стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста».
В кризисный период ESG-повестка, как и многие подходы к ведению бизнеса, подвергается переосмыслению и переоценке, отметила профессор, директор Центра управления устойчивым развитием компаний Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Ирина Архипова. «Компании задумываются об экономической эффективности расходов на ESG, ученые — об эффектах кризиса для компаний с разным уровнем развития ESG, а органы государственной власти — над дополнительными мерами поддержки экономики и общества», — сказала она, открывая семинар.
Ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований науки и технологий ИСИЭЗ Лилиана Проскурякова рассказала о методологии исследования на тему актуальности ESG-повестки для отечественных компаний. За основу были взяты 29 глубинных интервью с представителями крупных компаний, бизнес-объединений и консалтинговых компаний, а также опросы малых и средних предприятий, проведенные в сентябре — ноябре 2022 года.
Интервью проводились удаленно и включали около 30 вопросов, касающихся оценки и ожиданий крупного бизнеса в области трансформации ESG-повестки в текущем контексте. Опрос малых и средних предприятий (МСП) проводился по квотной выборке, отражающей структуру российской экономики в части МСП на сентябрь 2022 года — по отраслям, размеру предприятия, а также по региону присутствия бизнеса. Опрос проводился по телефону (методом CATI) по анкете, включающей вопросы о компонентах устойчивого развития, практиках ESG и влиянии кризиса. Всего было опрошено 350 компаний.
Кроме того, был проведен анализ мировых и российских трендов, обзор научной литературы и экспертных публикаций, обзор инструментов устойчивого финансирования и нефинансовой отчетности крупного бизнеса, мониторинг СМИ, а также анализ последних изменений в правовом поле.
«По мнению представителей крупных компаний, работающих в России, в ближайшие годы повестка в области устойчивого развития сохранит актуальность, несмотря на общую неопределенность текущей геополитической ситуации и переход отечественной экономики к мобилизационному сценарию», — представил некоторые выводы исследования доцент факультета социальных наук, старший научный сотрудник Центра стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ Василий Аникин. Крупный бизнес выражает приверженность взятому им курсу на ESG-трансформацию и не планирует пересматривать свои стратегии в области устойчивого развития ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе. В то же время постепенно изменяется баланс между экологической, социальной и управленческой составляющими повестки ESG. Причем трансформация этого баланса наблюдается как в непосредственной деятельности компаний, так и в информационном поле вокруг ESG-повестки.
Опрос малых и средних предприятий показал, что значительная часть (40,9%) компаний внедряют практики и технологии по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а 13,1% компаний проводят разработку экологически чистых продуктов и услуг.
Для сравнения: по данным обследования 2021 года, инновации с пользой для окружающей среды в России реализовали 12,5% крупных и средних организаций.
На фоне внешнеэкономических ограничений 2022 года экологические и природоохранные инициативы компаний столкнулись с рядом новых сложностей, наиболее серьезной из которых является ограничение доступа к современному энергосберегающему оборудованию и новейшим зеленым технологиям. «Данная проблема может стать наиболее значимым барьером дальнейшего содержательного развития экологической повестки в России», — полагает Василий Аникин.
После февраля 2022 года государство не отказалось от реализации намеченных планов по климатическому регулированию: все подзаконные правовые акты, которые должны были быть выпущены в развитие федерального закона от 02.07.2021 №296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», были приняты, дополнила коллегу доцент факультета социальных наук, директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Дупан.
В то же время правительство РФ выпустило обновленные Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В социальной сфере Минтруд РФ частично приостановил действие новых требований по охране труда. В сфере корпоративного управления компании получили послабление в связи с размером чистых активов: если по итогам 2022 года стоимость чистых активов компании будет ниже размера уставного капитала, она не обязана ликвидироваться или уменьшить капитал до уровня не больше стоимости активов.
«В России с 2019 года активно развивается национальная система зеленого финансирования. В тот же год на Московской бирже был создан специальный сектор устойчивого развития, который состоит из трех сегментов: зеленых облигаций, социальных облигаций и сегмента нацпроектов», — напомнила заместитель руководителя школы финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ Елена Макеева.
По состоянию на август 2022 года было проведено размещение 25 выпусков зеленых облигаций 15 эмитентов, суммарный объем которых составляет около 386,7 млрд рублей.
В 2020–2021 годах в России шесть эмитентов осуществили девять выпусков социальных облигаций, суммарный объем которых составляет порядка 83 млрд рублей. Новым для России инструментом являются переходные (адаптационные) облигации. В 2021 году в России был осуществлен первый выпуск переходных облигаций в нефтегазовой отрасли АО «ИНК-Капитал» на сумму 5 млрд рублей.
Об отношении российских граждан к стандартам ESG рассказал Василий Аникин. Согласно данным социологических опросов, более половины (52%) россиян поддерживают экологические инициативы организаций, 59% более лояльно относятся к брендам, которые занимаются вопросами экологии. При этом, в отличие от местных экологических проблем, россияне плохо информированы о глобальной повестке устойчивого развития и не знают англоязычного термина ESG. Из всех социальных групп лидером по принятию ценностей ESG являются российские студенты: 84% уже сформировали зеленые привычки.
«Можно сделать вывод, что актуальность ESG-повестки в российском бизнес-сообществе в текущих условиях сохраняется. Некоторые аспекты ESG играют важную роль в смягчении или преодолении негативных эффектов кризиса и повышении резильентности российской экономики и общества», — подчеркнула Ирина Архипова.
Ключевая роль в развитии ESG-повестки отводится крупным компаниям, которые в 2022 году отмечают тесное взаимодействие с государством в сфере социальной и экологической ответственности, сказала она. В то же время малые и средние компании также вносят значительный вклад в поддержание устойчивости на местном уровне. Успех этого процесса во многом зависит от внешних условий, создаваемых акционерами, органами государственного управления и регуляторами, финансовыми организациями и инвесторами, средствами массовой информации и общественным мнением.
Позитивную оценку проведенному исследованию ESG-повестки в России дал генеральный директор Агентства корпоративного развития «Да-Стратегия», член Совета РСПП по нефинансовой отчетности Жан Загидуллин. Он отметил, что «исследование ВШБ получилось объемным, комплексным, включило в себя и крупный бизнес, и представителей МСП, и общественное отношение к ESG, а также мнение экспертов и теоретиков в области УР/ESG».
Хорошо показана специфика происхождения и драйверов устойчивого развития и ESG в России, Европе и США. В Америке это обобщение (кодификация) судебной практики второй половины XX века по защите и удовлетворению общественных претензий к крупному бизнесу в связи с его уровнем ответственности и экологичности. «В Европе ESG растет из опыта многовековой практики муниципального управления, жизни городских сообществ и выстраивания норм совместного общежития. Поэтому там важны другие темы ESG, и потому там немного другие стандарты», — сказал Жан Загидуллин.
В России своя история, эксперт называет ее «пунктирной». До революции речь шла о меценатстве и сочувствии к «сирым и убогим». В советский период на первый план вышли трудовые отношения и отчасти экология. А сейчас, последние 20–30 лет, важнейшим драйвером этой практики стала прозрачность, отчетность об устойчивом развитии крупного бизнеса. «Компании начинали готовить отчеты для пиара, — отметил Жан Загидуллин. — Но затем использование УР/ESG-стандартов позволило российскому бизнесу увидеть (“оцифровать”) реальные проблемы и риски в общественно-экологической сфере, что сделало ясной необходимость создания полноценной практики управления УР/ESG в компании, а это, в свою очередь, получило позитивную оценку верности такого пути от инвесторов, от рынка, от акционеров и от потребителей».