Россия активно избавляется от устаревших и бесполезных регулирующих норм, которые тормозят развитие страны. Около 12 тысяч нормативно-правовых актов было отменено или признано утратившими силу за время действия в России «регуляторной гильотины». Но процесс идет не без проблем, и бизнесу не стоит ослаблять взаимодействие с властями в этой сфере. Об этом в ходе мастер-класса «Мировая и российская практика “регуляторной гильотины”» рассказал профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти ВШЭ Владимир Саламатов.
Владимир Саламатов возглавляет исследовательский центр «Международная торговля и интеграция» и Комитет Делового совета ЕАЭС по торгово-экономическим отношениям с КНР и другими приоритетными партнерами по торговым переговорам. Мастер-класс прошел в режиме онлайн 1 декабря.
По определению Владимира Саламатова, «регуляторная гильотина» — инструмент, позволяющий проводить эффективный анализ действующих нормативно-правовых актов. Миссия этого механизма — обнаружить и ликвидировать устаревшие требования по отношению к бизнесу, законодательные акты, постановления, ставшие негодными. Таковых за многие годы накопилось немало в российском законодательстве. Со временем они превращаются в точки торможения российской экономики и препятствия на пути создания благоприятных условий для ее развития. Среди устаревших норм и положений до сих пор встречаются те, что были приняты еще в СССР, порой они становятся основным препятствием для развития бизнеса. Поэтому правительство приняло решение использовать «регуляторную гильотину», говорит профессор.
Механизм «регуляторной гильотины» появился в Канаде, а наиболее яркие позитивные сценарии были реализованы в Сингапуре и Южной Корее. В России эта инициатива действует с января 2021 года. По данным Владимира Саламатова, за этот период общее количество отмененных и признанных утратившими силу нормативно-правовых актов составило 11,8 тысячи. В первую очередь реформа коснулась таких сфер, как контрольно-кассовая техника, социальное обслуживание, транспортная безопасность, безопасность дорожного движения, железнодорожный транспорт.
В целом, по мнению профессора, в России законодательная сфера меняется непрерывно и очень активно. Но иногда на месте отмененных или утративших силу законов появляются новые, не лучше прежних, которые также могут тормозить отечественную экономику. Поэтому, уверен Владимир Саламатов, «регуляторная гильотина» только тогда начнет действовать эффективно, когда этот механизм станет прозрачным и понятным для власти, которая стремится установить правила, и бизнеса.
Владимир Саламатов рассказал об интернет-площадке «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность». Через созданную на сайте специальную форму сбора «регуляторных абсурдов» можно направить свои предложения по изменению нормативно-правовых актов. Рассмотрением поступивших предложений займутся рабочие группы. Кроме того, создан проект «Стратегия цифровой трансформации», благодаря которому интересующиеся стороны могут в режиме онлайн получать информацию о ходе реформы, новости об изменениях в законодательной сфере в рамках «гильотины» и вносить конструктивные предложения по ходу реформы. По словам эксперта, в стратегию включены 13 направлений, которые требуют совершенствования с точки зрения законодательства. В их числе здравоохранение, образование, госуправление, строительство, городское хозяйство и ЖКХ, транспорт, энергетика, наука, сельское хозяйство, финансовые услуги, промышленность, экология и социальная сфера.
Как пояснил Владимир Саламатов, представители органов власти провели более 40 стратегических сессий с бизнес-сообществом. В обсуждении документов приняли участие представители таких компаний, как Сбер, «Яндекс», КамАЗ, «Газпромнефть» и другие.
Многие проблемы в работе «регуляторной гильотины» связаны с тем, что не все документы оцифрованы. До сих пор существует обмен бумагами, хотя есть система межведомственного электронного взаимодействия. Хорошим трендом профессор считает то, что многие процедуры, которые раньше тормозили ход изменений в законодательной сфере, перестают быть значимыми.
«Сейчас идет второй этап реализации «гильотины», когда все документы, которые содержат новые нормы, проходят через рабочие группы и находятся под контролем. Мы следим за тем, чтобы они не плодились активно, а лишь замещали с учетом развития науки и техники и современной жизни те аспекты, которые реально влияют на нашу жизнь, представляют наибольшую социальную опасность», — подытожил профессор. По его прогнозам, активная часть работы «гильотины» закончится в 2023–2024 годах, но, по его убеждению, по окончании этого срока бизнес-ассоциации должны поддерживать диалог с правительством и не ослаблять внимание к вопросам законодательной регуляторики.
Фото: Евгений Реутов / Фонд «Росконгресс»