Дополнительное образование набирает популярность. Регулярное повышение квалификации, переподготовка становятся насущной необходимостью, ведь через жизненный цикл человека сегодня проходит несколько технологических циклов. Об этом шла речь на семинаре Института образования (Инобр) НИУ ВШЭ «Сделай себя сам: что дает обучение взрослых?».
Образование взрослых, включая онлайн-курсы и другие формы повышения квалификации, становится все более массовыми, отметила доцент Института образования НИУ ВШЭ кандидат социологических наук Наталья Кармаева. Вместе с ведущим научным сотрудником Инобра Андреем Захаровым она проанализировала результаты нескольких исследований и данные мониторингов.
Если в 2010 году лишь 16% работающих граждан ежегодно проходили обучение в том или ином виде, то в 2019-м их доля превысила 25% и продолжает расти, говорит Наталья Кармаева. В 2017 году в дополнительное обучение взрослых было вовлечено от 27 до 32% всех работающих, что тем не менее ниже, чем во многих зарубежных странах.
Люди связывают с повышением уровня образования уровень своего материального благополучия.
При этом, отмечает Наталья Кармаева, стремительный рост числа граждан, прошедших образовательные курсы, может вызвать некоторую инфляцию ценности такого образования на рынке труда. Однако в России образовательная инфляция может сдерживаться относительно низким уровнем инвестиций в развитие человеческого капитала, полагает она. Особенно после 35 лет. Недостаточно обновляются навыки работников и в более старших возрастных группах. Максимальное участие в различных форматах образования взрослых демонстрирует возрастная группа от 25 до 34 лет.
«При этом мы видим значительный рост сегмента нетрадиционной занятости, появляется все больше самозанятых, — отмечает Наталья Кармаева. — Особенно значительным рост был после пандемии. На данный момент в Москве насчитывается 1,2 млн самозанятых, и их число постоянно растет. 44% опрошенных самозанятых считают себя предпринимателями. Это значит, что они признают свою активную роль в развитии своих компетенций, в планировании своих перемещений на рынке труда». Как говорит эксперт, актуальность повышения квалификации, переподготовки растет с учетом того, что сейчас жизненный цикл человека означает несколько технологических циклов. Есть мнение, согласно которому каждый работник должен «формировать целый пучок компетенций» и свободно чувствовать себя при решении разных задач, адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям рынка труда.
«В нашем исследовании мы используем достаточно широкую междисциплинарную рамку. Это образование и обучение взрослых как расширение возможностей», — подчеркнула Наталья Кармаева. Речь идет о выходе за пределы заданного и расширении набора воображаемых перспектив деятельности. «Теоретическая рамка расширения возможностей предполагает выход индивида на более высокий уровень благополучия через повышение заработной платы, продвижение по карьерной лестнице», — объяснила она.
Исследователи разделили образование на три типа: формальное — в учебных заведениях; неформальное — на рабочем месте, в формате курсов, семинаров; информальное — самонаправленное обучение как осознанный процесс. По результатам исследований выходит, что участие в неформальном образовании, которое оплачивает работодатель, связано с ростом заработной платы, и прирост в этом случае составляет до 15%.
По словам Андрея Захарова, социологические данные за 2010–2011 годы дали исследователям основание говорить, что освоение знаний на каких-либо курсах приводит к повышению самооценки и расширению способностей решать задачи. А это, в свою очередь, должно быть связано с профессиональным ростом, удовлетворенностью работой, заработной платой, отметил эксперт. «В реальности самоэффективность растет, а удовлетворенность возможностями продвижения и оплатой труда — нет», — говорит эксперт.
Специалист по учебно-методической работе отдела академического развития НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Ольга Ротарь в ходе обсуждения рассказала о планах расширять возможности получения дополнительного образования. «Если мы возьмем документ госпрограммы развития образования, то там сказано, что к концу 2025 года запланировано заинтересовать в прохождении онлайн-курсов около 11 млн человек. Амбициозные цифры. Выделяются средства для обучения населения на онлайн-курсах. В частности, в рамках проекта “Кадры для цифровой экономики”».
О том, кому наиболее интересно сегодня получать дополнительное онлайн-образование, рассказала руководитель методического отдела образовательной платформы Skillbox Марина Харахордина. Портрет сегодняшнего пользователя курсов Skillbox выглядит следующим образом: возраст от 18 до 40 лет, высшее образование, средний доход в месяц — до 70 тыс. рублей, работа не по специальности, до этого не учился онлайн, хочет поменять работу на другую в своем городе или даже не против переехать в другой.