Словом и делом: религиозные организации могут помочь вернувшимся из зоны боевых действий

Фото: Николай Бережной
Фото: Николай Бережной

Задача религиозных объединений сегодня — сберечь межрелигиозный консенсус в стране и духовно помочь тем, кто возвращается из зоны боевых действий. Центр религии и права факультета права НИУ ВШЭ провел конференцию «Роль религиозных объединений в реабилитации участников специальной военной операции и членов их семей».

Директор Центра религии и права НИУ ВШЭ Светлана Нуждина, открывая мероприятие, сказала, что миссия конференции — это оценка потенциала религиозных объединений для поддержки работы фонда «Защитники Отечества». По ее словам, потенциал религиозных объединений органами исполнительной власти субъектов РФ признается, но недооценен, ставку в реабилитации участников СВО нужно делать на регионы.

Светлана Нуждина, фото: Николай Бережной

Александр Терентьев, главный советник Департамента по взаимодействию с религиозными объединениями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, подчеркнул, что вопрос об участии в реабилитации участников СВО неоднократно поднимали лидеры религиозных организаций. Он привел в пример Пандито Хамбо-ламу Дамбу Аюшеева, который активно выступает со своими инициативами в этой сфере. При этом «необходимо отличать ту помощь, которую может оказать религиозная организация, от той помощи, которую оказывают медицинские учреждения», отметил Александр Терентьев. По его словам, у всех наших традиционных религиозных организаций огромный опыт, но специфика сегодняшнего дня требует его анализа, доработки. Фонд «Защитники Отечества» имеет полномочия и возможности, он призван решать поставленные задачи. И, по мнению Александра Терентьева, необходимо выработать эффективный формат взаимодействия с ним, учитывая региональную специфику.

С приветствием к участникам конференции обратился Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата. На долю участников специальной военной операции выпало много испытаний, государство и общество принимают меры, чтобы помочь им, а мир в душе поможет восстановить молитва, отметил он. Владимир Легойда назвал мероприятие особенно актуальным для сегодняшнего дня и пожелал плодотворной дискуссии.

Представители органов государственной власти, присутствовавшие на конференции, заявили об открытости, готовности к сотрудничеству. Представителям конфессий следует активнее работать с региональными военными организациями. Работа по реабилитации вернувшихся с СВО — это не кратковременная акция, на адаптацию потребуется немало времени. И реабилитация будет эффективной, если будет проводиться на основе традиционных религиозных ценностей, полагают представители ведомств.

Рушан Аббясов, фото: Николай Бережной

С первых дней СВО мусульмане России стали делать все, чтобы помочь тем, кто в этом нуждается, а в Московской области эта работа ведется в тесном контакте с правительством региона, рассказал Рушан Аббясов, заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, председатель Духовного управления мусульман Московской области, муфтий Московской области. Сначала это были беженцы, а затем военные, возвращающиеся из зоны боевых действий, их семьи. «Мы видели, что им нужна духовная поддержка», — сказал муфтий. И когда привозили в госпитали то, в чем нуждались раненые, столкнулись с тем, что «самое главное, что они просили, — это общение». По мнению муфтия, очень важна общинность, она помогает справиться с бедой, не допустить депрессии. «Нас не нужно уговаривать, мы готовы поддерживать и помогать», — сказал Рушан Аббясов.

Денис Мухутдинов, фото: Николай Бережной

Муфтий Московской области в составе Духовного собрания мусульман России Денис Мухутдинов также поделился опытом помощи военнослужащим, вернувшимся из зоны СВО. «Я видел сотни и сотни ребят, их близких, слышал огромное количество историй. Мы никогда не приезжаем с пустыми руками и всегда спрашиваем, чем помочь». Только единицы просят материальной помощи, например электрическую коляску. Бывает, что нужны и деньги, если задерживаются выплаты. «Но самая главная просьба — “приходите, пожалуйста, почаще”. “Давайте вы какую-нибудь лекцию прочтете, проповедь, давайте вместе намаз проведем!” При этом я не видел там отчаявшихся. Как правило, ребята говорят, что после лечения готовы вернуться на фронт: там наши братья, нам надо довести это дело до конца. Мы еженедельно посещаем военный госпиталь имени Вишневского, где и оказываем духовную, моральную и материальную поддержку военнослужащим», — рассказал муфтий.

Руководитель Департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с вооруженными силами, МЧС и правоохранительными учреждениями РФ раввин Аарон Гуревич отметил, что общение с семьями пострадавших от терактов в Волгограде в 2014 году и практика работы с пострадавшими от коронавирусной инфекции навели его на мысль о понятии «полное капелланство». Он уточнил, что имеет в виду в том числе капелланов, помогающих в госпиталях. Например, можно ввести больничное служение с государственной поддержкой. Аарон Гуревич считает, что эту работу нужно сделать системной, тогда можно будет организовать и регулярные посещения раненых, которые действительно просят, чтобы к ним приходили почаще. Ведь кто-то черпает силы в себе, а кому-то это недоступно. Здесь и нужна работа капелланов. Раввин также добавил, что вполне применим израильский опыт военной психологии.

Бато Дугаров, фото: Николай Бережной

Эксперты говорят, что участники военных операций подвержены посттравматическому стрессу, отметил лама Бато Дугаров, заместитель руководителя постоянного представительства Буддийской традиционной Сангхи России при президенте РФ в Москве. Он уверен, что необходима комплексная долгосрочная программа помощи участникам СВО и их семьям. Нужно работать с ними, когда они еще несут службу. «Большинство наших лам прошли службу в вооруженных силах, поэтому они понимают бойцов, а бойцы доверяют нам», — говорит Бато Дугаров. Он рассказал, что заключен договор с  Российской государственной академией искусств, что дает возможность инвалидам получить высшее образование по востребованным творческим профессиям».

Научный руководитель Центра религии и права НИУ ВШЭ профессор игумен Серапион (Август Митько) посчитал необходимым «обозначить одну важную проблему, которая может нас ожидать». Каждая религия стремится к тому, чтобы обратить как можно большее количество людей, привлекая их к своей конфессии, сказал он. «Независимо от того, во что мы верим, независимо от того, насколько мы готовы своей верой поделиться, мы должны помнить, что есть фундаментальное предназначение человека, особенно верующего. Это милость по отношению к тем, кто в этом нуждается. Тем самым мы оказываем милость себе. Ты спас одну душу — спас весь мир», — подчеркнул игумен, напомнив, что такая «установка» характерна для всех традиционных конфессий. Иными словами, помогая человеку, пострадавшему в военном конфликте, мы не должны подменять эту помощь миссионерством.

«В России сложился межрелигиозный консенсус, исключая отдельные недоразумения, которые могут быть везде, у нас царит мир и согласие», — сказал отец Серапион. В то время как на новых территориях есть разные религиозные общины, в том числе те, кто выступает с антироссийских позиций, сказывается влияние «бывших партнеров», намеренных дестабилизировать ситуацию в нашей стране. И эти риски нужно учитывать.

Александр Торшин, профессор ВШЮА, действительный государственный советник РФ I класса, предложил задуматься, охватит ли фонд «Защитники Отечества» только участников СВО, их семьи или его возможности будут распространяться на беженцев? Кроме того, сейчас год наставничества, напомнил он, и, возможно, вузы должны озаботиться тем, чтобы помочь студентам, прошедшим СВО, адаптироваться. По его мнению, также стоит взять лучшее, что было в опыте Союза ветеранов Афганистана.

Директор ВШЮА Дмитрий Кузнецов затронул тему дополнительного профессионального образования в системе мероприятий по реабилитации участников СВО. По его убеждению, говоря об их интеграции через профессиональное образование, необходимо иметь в виду квоты в бакалавриате, в аспирантуре, в ДПО. И это должен быть полноценный формат обучения, не только онлайн. Необходимо предлагать специальные программы планирования индивидуальных карьер. Нужно также иметь в виду, что некоторые захотят получить хорошую рабочую профессию, нужно предусмотреть такие возможности.

Ведущий эксперт Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, заместитель председателя научного совета ВЦИОМ Иосиф Дискин сделал акцент на том, что нравственная опора участников СВО — это «донбасский консенсус». Международный опыт показывает, что успешная социальная реабилитация возможна только при наличии прочной нравственной основы, законной гордости за собственное участие в свершениях Родины. По мнению эксперта, участие в специальной военной операции рассматривается как заслуга перед Родиной и как нравственная опора для всей дальнейшей жизни. Есть ясное понимание — «наше дело правое» при широкой общественной поддержке, названной «донбасским консенсусом». Сформировался беспрецедентный в российской истории уровень общественной консолидации — от 75 до 80%, говорит он.

Весьма острую тему предложил для обсуждения Роман Силантьев, заведующий лабораторией деструктурологии Московского государственного лингвистического университета, руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора. Он обратил внимание на телефонные атаки на россиян с мошенническими и другими преступными целями, которые ведутся с территории Украины. Украденные деньги нередко отправляются на покупку оружия для украинских боевиков. Бывает, что звонящие провоцируют на поджог военкоматов, таких случаев уже тоже не единицы. В зоне особого риска — несовершеннолетние. Об этом надо говорить, поднимать тему в проповедях, очень нужно участие религиозных конфессий, уверен Роман Силантьев.

Руководитель Службы духовной и психологической помощи участникам боевых действий и их семьям при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению иерей Евгений Лищенюк сказал, что, судя по различным источникам, в том числе зарубежным, с посттравматическим стрессовым расстройством с военных действий возвращается до 20–30%. Это тяжелое заболевание, и бойцы избегают постановки на учет, говорит иерей. При этом экспертов в этой области у нас немного. Есть специалисты с опытом чеченской войны, это помогает, «но сейчас другой формат войны, боевого стресса, боевых инстинктов». Нужна подготовка таких специалистов, полагает он.

Фото: Николай Бережной

Руководитель администрации Центрального хурула Калмыкии, член Общественной палаты РФ Сергей Киришов (Йонтен-гелюнг) рассказал, что в Калмыкии с самого начала применяется комплексный подход к реабилитации военных: их провожают на фронт священнослужители. Бойцы потом говорят, что им помогало именно это, и они меньше подвержены посттравматическому стрессовому синдрому.

Ректор религиозной духовной образовательной организации высшего образования «Московская богословская семинария евангельских христиан-баптистов» Петр Мицкевич отметил, что в обществе есть потребность в честном и открытом диалоге, в том числе о видах помощи, которую ожидают от религиозных объединений, церкви молятся о мире в сердце человека, в семье, в обществе и между народами. 

Президент Фонда поддержки христианской культуры, науки и образования, член экспертного совета Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной думы РФ Константин Бендас отметил очевидность того, что к вопросу реабилитации участников СВО нужно подходить дифференцированно: с учетом разных категорий людей. «Также мы различаем виды причиненного ущерба: посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР); есть те, кто скрывает диагноз, чтобы не быть уволенным из вооруженных сил, те, кто пытается решить проблему при помощи алкоголя и других психоактивных веществ, приобретая соответствующую зависимость.

И если программ реабилитации лиц с ПТСР у российских религиозных организаций на данный момент нет — простите, мы не готовились к войне, — то опыт реабилитации и социальной адаптации наркозависимых и алкоголиков у религиозных объединений более чем серьезный. Только у протестантских церквей действуют более 300 стационарных реабилитационных центров, способных единовременно принять до 30 тысяч человек. Большое количество центров открыты при приходах Русской православной церкви, есть исламские», — пояснил Константин Бендас.

Представители вышкинского студенческого движения «Белый ворон» рассказали о военно-патриотической инициативе студенчества по поддержке участников СВО. Их миссия — гуманитарная, в том числе это сбор необходимого для тех, кто воюет. Участники движения ездили в Мариуполь, в Луганск. Есть идея проведения совместных экспедиций на территории всей страны, например по восстановлению храма на Дальнем Востоке. Наконец, в Вышке есть добровольцы, которые отправились и готовятся отправиться в зону СВО.

В работе конференции также приняли участие Роман Лункин, заместитель директора Института Европы РАН по научной работе, Павел Лебедев, руководитель Управления по работе с госструктурами Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата, Марина Волкова, президент благотворительных фондов «Благо дари миру» и «Подари любовь миру», Татьяна Мамонтова, управляющий акционер здравницы «Лаго-Наки», Роман Ахапкин, заместитель директора по научной работе Московского научно-исследовательского института психиатрии — филиала Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава РФ, председатель Общероссийского общественного движения «Стройная Россия» и другие эксперты.

Дата публикации: 05.05.2023

Автор: Александр Горчаков

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: