Люди старшего возраста могут обучаться цифровым навыкам до глубокой старости, свидетельствуют результаты исследований. Так, средний уровень освоения программ по веб-дизайну растет с 50 до 80 лет и лишь потом снижается, более сложная ситуация с программами по машинному обучению, где результаты колеблются. Тем не менее самые старшие участники демонстрировали результаты, сопоставимые с показателями более молодых.
Стратегический проект НИУ ВШЭ «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» и научный семинар Института социальной политики (ИСП) ВШЭ «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт» провели совместный семинар «Повышение социальной устойчивости и производительности труда за счет обновления навыков и развития квалификаций взрослых и лиц старшего возраста».
Модератор семинара Оксана Синявская, заместитель директора ИСП НИУ ВШЭ, подчеркнула: профессиональная подготовка и переподготовка людей старшего возраста становятся значимым компонентом устойчивого развития и активного долголетия, они сохраняют возможность трудиться и влияют на продолжительность здорового долголетия. Важно организовать обучение людей среднего и старшего возраста, чтобы оно способствовало устойчивому развитию и повышению производительности труда.
Заведующий Лабораторией непрерывного образования взрослых Института образования НИУ ВШЭ профессор Илья Коршунов представил доклад, подготовленный совместно со старшим научным сотрудником лаборатории Наталией Ширковой.
Илья Коршунов отметил, что тема переквалификации и совершенствования навыков людей старшего возраста часто поднимается в документах ООН, ОЭСР и России. Например, четвертая цель в области устойчивого развития ООН предполагает создание системы всеобщего качественного образования на протяжении всей жизни, позволяющего получить достойную работу и вести предпринимательскую деятельность.
Это отражается и в национальных целях России: достойный эффективный труд и успешное предпринимательство, создающие фундамент для самореализации и развития талантов.
Эксперт НИУ ВШЭ пояснил: именно навыки и владение ими обеспечивают человеку доступ к современным технологиям на работе и в повседневной жизни. Наличие определенных навыков создает уверенность в себе и независимость от работодателя, прочное положение на рынке труда.
Основой исследования стали уникальные данные Роструда о реализации трех федеральных программ обучения взрослого населения: профессионального обучения и дополнительного образования лиц, пострадавших от последствий распространения коронавирусной инфекции, 2020 г.; профессионального обучения и дополнительного профобразования лиц предпенсионного возраста и лиц старшей возрастной когорты (проект «Старшее поколение» национального проекта «Демография»), 2020 г., и профессионального обучения наиболее уязвимых категорий граждан (федеральный проект «Содействие занятости» национального проекта «Демография»), 2021 и 2022 гг.
Обезличенные данные содержат сведения о возрасте, регионе проживания, направлении подготовки, баллах, полученных на демонстрационном экзамене по определенным специальностям, и, наконец, заработной плате до и после обучения по информации Пенсионного фонда России. Общая выборка составила 350 000 человек, также в ходе исследования использовалась контрольная группа из 186 000 человек, не завершивших обучения.
Обезличенные данные содержат сведения о возрасте, регионе проживания, направлении подготовки, баллах, полученных на демонстрационном экзамене по определенным специальностям, и, наконец, заработной плате до и после обучения по информации Пенсионного фонда России. Общая выборка составила 350 000 человек, также в ходе исследования использовалась контрольная группа из 186 000 человек, не завершивших обучения.
В целом, сообщил Илья Коршунов, повышение квалификации и переквалификация наиболее интенсивно проходят у работников 30–39 и 40–49 лет. По данным обследования рабочей силы Росстата 2020 года, в дополнительном профобразовании (ДПО) и профессиональном обучении (ПО) участвовали 29,3 и 28,6% работников соответствующих возрастов, причем ДПО пользуется большим спросом, чем ПО: люди с опытом чаще предпочитают дообучение получению новой профессии. После 50 лет доля обучающихся существенно снижается: 19,7% у работников 50–59 лет и лишь 5% — у работников 60–64 лет. Это, полагает ученый, часто становится основанием для недостаточно заинтересованного отношения работодателей к сотрудникам старшего возраста.
Приоритет при повышении квалификации отдается учреждениям ДПО, где учатся 43,9% участников, 28,6% выбирают вузы, всего 10% — организации профессионального образования, еще около 6,5% участников указали «другие организации».
Чаще всего пожилые люди выбирают программы обучения навыкам в традиционных отраслях экономики: средний возраст окончивших программу обучения наиболее уязвимых категорий граждан по транспортным специальностям превысил 60 лет, в тяжелой промышленности составил 58,6 года, в обеспечении безопасности — 56,7 года. Более молодые работники выбирают иные специальности: средний возраст обучавшихся информационным технологиям — 35,5 года, а по специальностям авиастроения и оказания услуг населению — около 40 лет.
Рост производительности в компаниях может достигаться за счет скоординированного использования в составе рабочих коллективов разных возрастных групп: молодые работники внедряют новые креативные технологии, а более старшие решают прикладные воспроизводимые задачи, обеспечивая стабильность трудовых процессов.
Результаты демонстрационных экзаменов оказались довольно неожиданными: средний уровень освоения программ по веб-дизайну (более 3200 учащихся) растет с 50 до 80 лет и лишь потом снижается, более сложная ситуация с программами по машинному обучению, где результаты колеблются. Тем не менее самые старшие участники демонстрировали результаты, сопоставимые с показателями более молодых.
Также исследование показало, что результаты обучения по отдельным профессиям лучше в регионах с более высоким развитием соответствующих отраслей.
Средний прирост зарплаты у прошедших программы по сравнению с подавшими заявку на участие, но не прошедшими обучение составил около 8,5%, при этом больше всего в абсолютном выражении зарплаты увеличились у обучавшихся видеоблогингу, бережливому производству, разработке сайтов и управлению проектами (около 9000 рублей). Наибольший прирост по отраслям наблюдался в информации и связи (около 12 000 рублей) и здравоохранении (10 300 рублей). Докладчик отметил: для повышения зарплаты важно сочетание профессиональных и мягких некогнитивных навыков.
Илья Коршунов сообщил: исследование выявило связь между ВРП на душу населения и масштабом обучения, оно также показало, что в одних отраслях (например, в обрабатывающей промышленности) выявлен недостаток ДПО, а в других, например в здравоохранении и образовании, — даже некоторое переобучение. Для совершенствования программ следует учитывать особенности региональных рынков труда.
Исследование, подытожил Илья Коршунов, отражает лишь часть данных, их дальнейший анализ позволит более детально изучить ситуацию в ДПО, выстроить стратегию продуктивности и переобучения.
Дискуссант, заведующий Центром анализа социальных программ и рисков ИСП НИУ ВШЭ Сергей Смирнов, высоко оценил качество исследования. По его мнению, в отличие от работы, сделанной для галочки, представленный доклад будит мысль и вызывает вопросы. По его мнению, важно, что авторы изучили не только охват обучения по разным программам, но и оценки, отражающие уровень их освоения и их связь с доходом завершивших учебу.
При этом, полагает Сергей Смирнов, не следует напрямую связывать ДПО с региональной структурой экономики, иначе это может привести к углублению региональной изоляции. Также, полагает дискуссант, следует учесть влияние факторов нестабильности на эффект программ повышения квалификации и переквалификации. Следует более детально проанализировать влияние прохождения программ ДПО по отдельным специальностям в медицине, образовании и других отраслях, а также вероятные заработки в неформальной экономике работников высшей и средней квалификации.
Илья Коршунов пояснил, что в представленном докладе авторы не контролировали влияние отдельных переменных на результаты.
Советник научного руководителя ВШЭ Вера Вишнякова обратила внимание, что коды ОКВЭД давно не пересматривались, это приводит к неясности, к какой именно отрасли относится обучение по некоторым специальностям и стандарты их освоения. Она также поинтересовалась, изучалось ли качество обучения по разным программам.
Илья Коршунов отметил, что мониторинг качества программ не проводился, что вызывает определенные погрешности в исследовании. В будущем авторы планируют изучить влияние отдельных курсов на повышение зарплаты.
Наталия Ширкова уточнила, что ОКВЭД отражает повышение квалификации в сфере здравоохранения и социальных услуг, которое касается переобучения не только медиков, но и нянь-сиделок.
Отвечая на вопрос Оксаны Синявской о контроле заработной платы, Илья Коршунов отметил, что авторы изучали заработок одних и тех же людей до и после обучения в регионах с зарплатой, близкой к средней по России.
Ведущий научный сотрудник ИСП ВШЭ Светлана Бирюкова рекомендовала учитывать относительное повышение заработной платы по отраслям, поскольку абсолютные цифры не всегда отражают масштаб роста заработка.
Вице-президент ВШЭ Игорь Агамирзян обратил внимание на участие в программах самообразования, в том числе онлайнового, и различную роль учреждений ДПО, высшего образования и колледжей. Важно учитывать, что участие в ДПО повышает гибкость деятельности университетов.
Оксана Синявская заинтересовалась, что является ключевым фактором обучения в разных образовательных организациях — их статус или специальность. Илья Коршунов пояснил: люди, особенно с высшим образованием, предпочитают учиться в вузах, несмотря на наличие колледжей и учреждений ДПО, а премия за обучение по программам ДПО в университете выше, чем в колледже.
В завершение семинара Оксана Синявская поблагодарила докладчиков и участников за интересную работу и содержательное обсуждение. Она считает важным дальнейший анализ системы ДПО и проблем привлечения в его программы людей старшего возраста с учетом негативных установок части работодателей к пожилым сотрудникам. «Будем ждать новых результатов», — подытожила заместитель директора Института социальной политики ВШЭ.