Выбор мессенджеров в качестве главного канала коммуникации стал одним из признаков нашего времени. Как показали исследования «Ромир» и «VK Мессенджер», сегодня ими пользуются 99% российских граждан, и обратного процесса не ожидается. Как это отражается на образе жизни, на психике, HSE Daily объяснила директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова.
Как показал опрос исследовательского холдинга «Ромир» и «VK Мессенджер», основным средством общения становятся мессенджеры. Согласно результатам исследования, сегодня ими пользуются уже 99% россиян, а 89% респондентов, особенно в возрасте от 14 до 18 лет (таких было 92%), ответили, что намерены регулярно делать это и в долгосрочной перспективе. Пользователи ценят в мессенджерах понятный и простой интерфейс (75%), быструю доставку сообщений и загрузку контента (66%), а также отсутствие рекламы (59%). Более двух третей опрошенных считают, что в будущем роль этого канала коммуникации еще больше возрастет и в них появятся дополнительные услуги.
Ирина Макарова, фото: Высшая школа экономики
Мессенджеры заменяют все больше сервисов — от традиционной телефонной связи, электронной почты и интернет-форумов до новостных сайтов и поисковых систем, отметила исполнительный директор исследовательского холдинга «Ромир» Инна Караева. Ее слова приведены в релизе к опубликованным результатам исследования. «Увеличивается не только количество пользователей — растет также технологичность мессенджеров, позволяющая решать множество задач, и их безопасность. При этом пользователи рассчитывают на дальнейшее расширение возможностей мессенджеров и наращивание вспомогательных функций, таких как оформление документов, заказ товаров и услуг, дистанционное управление умным домом», — подчеркнула она.
Нет никаких причин и предпосылок для того, чтобы люди начали отказываться от такого способа взаимодействия, считает Ирина Макарова. Это удобно, технологично, во многом упрощает процесс коммуникации, делая его доступным и оперативным.
Она отметила, что выбор в пользу мессенджеров и онлайн-взаимодействия в целом уже изменил наши навыки общения. Случилось переструктурирование системы человеческого общения в пользу виртуального, технологического и опосредованного. Уже целые поколения вырастают в условиях, когда большая часть коммуникативных процессов взаимодействия со сверстниками и не только происходит в мессенджерах, чатах, ботах, на онлайн-платформах.
При этом сложно оценить, насколько это повлияло на психику, так как соответствующих исследований не проводилось, полагает эксперт.
«Опираясь на свой опыт и практику, могу отметить, что у молодых людей, выросших с телефонами в руках, меняется представление об автономности и одиночестве. Они не имеют опыта быть с самим собой. Более того, такой опыт большинству из них представляется трагичным и непереносимым», — рассказала психолог.
Вероятно, это изменило и жизнь общества. Пока эти изменения также не могут быть оценены однозначно — только как положительные или только как отрицательные. Многоуровневый и качественный анализ пока не проводился, нужны исследования и время для наблюдения.