Как менее чем за одно десятилетие развить маленькую исследовательскую группу в крупный научный центр, известный в России и за рубежом? Статья об истории Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, удачах и сложностях в первые годы его развития опубликована в специальном выпуске журнала Frontiers in Psychology, посвященном трансляции нейронаучного знания в общество.
В России традиционно сильны лингвистическая и нейропсихологическая научные школы, подарившие миру множество известных имен. Однако исследования на стыке этих научных направлений, в области психо- и нейролингвистики, представлены в российской науке XXI века лишь немногочисленными научными группами. Меньше десяти лет назад небольшой коллектив исследователей под руководством Ольги Драгой начал свой путь в этом направлении и за столь короткий срок вырос в крупное научное подразделение — Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
В статье Мария Иванова, Светлана Малютина и Ольга Драгой делятся опытом и критически анализируют свои наилучшие и менее удачные решения. Один из показательных примеров — проект по созданию Русского афазиологического теста. Мария Иванова делится мнением, что изначально задумка была слишком амбициозной и что в целом молодому коллективу оптимально браться за менее масштабные исследования, требующие меньше ресурсов. Однако в итоге создание теста стало примером успешного объединения науки и клинической практики.
Сотрудники центра рассказывают не только об исследовательской, но и об образовательной деятельности. Например, о традиционной для России, но менее распространенной в других странах практике ежегодного написания студентами курсовых работ. Они позволяют уже на младших курсах получить опыт проведения научного исследования, а к аспирантуре приобрести солидный исследовательский опыт, что нечасто удается студентам в большинстве других стран.
«В начале академического пути может окупиться гибкость исследовательских интересов. Если предоставляется возможность заняться какой-то темой, которой изначально не было в ваших планах, попробуйте: в итоге она может оказаться для вас самой перспективной и любимой», — считает Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга.
Опыт и рекомендации, представленные в статье, нацелены помочь молодым исследовательским группам в России и по всему миру, вдохновить их и направить в принятии решений и расстановке приоритетов в процессе создания аналогичных научных центров.
По словам старшего научного сотрудника Центра языка и мозга Светланы Малютиной, «одно из лучших вложений для молодой исследовательской группы — привлечение и обучение студентов; да, это требует времени и сил, которых и так не хватает, но в итоге это окупается, и именно талантливые студенты становятся движущей силой многих проектов».