Все больше соотечественников готовы совершить путешествие на атомную станцию, криптоферму или кондитерскую фабрику, потратив на это часть отпуска. Как ожидает Агентство стратегических инициатив (АСИ), число таких туристов в этом году составит около 2,5 млн человек. Для того чтобы люди узнали больше о доступных маршрутах, а также для популяризации промышленных предприятий как привлекательного места работы при поддержке Минпромторга России был создан «Путеводитель по маршрутам промышленного туризма». Подробнее о том, как развивается промтуризм в нашей стране, — в материале HSE Daily.
Онлайн-путеводитель по экскурсиям на российские предприятия предоставляет информацию по маршрутам внутреннего промышленного туризма от фабрики мороженого до кабельного завода и стеклодувной мастерской, от предприятия по производству электрооборудования до целлюлозно-бумажного производства. В числе объектов — небольшие производства и промышленные гиганты.
В АСИ считают промышленный туризм не столько модным туристическим направлением, сколько инструментом решения конкретных экономических задач, которые стоят перед регионами и перед промышленностью. «Самая актуальная задача — привлечение кадров», — рассказала HSE Daily руководитель программы АСИ по развитию промышленного туризма Ольга Шандуренко.
По данным Минпромторга, говорит она, «такого жесткого дефицита кадров в российской промышленности не было с 1996 года». Треть работодателей заявляют, что нуждаются в получении новых кадров. «По нашим подсчетам, от 13 до 39% сегодняшних школьников и студентов выражают готовность работать в промышленности. То есть мы видим, с одной стороны, огромный спрос на кадры, с другой — неготовность молодежи рассматривать промышленность как место работы в будущем», — говорит она.
В АСИ причину этого видят в недостатке информации, поскольку, по словам Ольги Шандуренко, среди сегодняшних школьников и студентов существует мнение, что в промышленности низкие зарплаты, некомфортные условия труда, что работать на промпредприятиях немодно и непрестижно.
«Но на самом деле это не так. Мы знаем, что сегодня в промышленности есть возможность быстро сделать карьеру, а уровень зарплаты на порядок выше, чем в других секторах экономики, например в туризме, торговле и так далее, — продолжает Ольга Шандуренко. — Плюс совсем другие условия труда: цеха на многих предприятиях напоминают космические корабли, современные пульты управления. А работа на таких предприятиях требует совершенно других компетенций, нежели просто применение физической силы. Сегодня промтуризм на стратегическом уровне развивают такие компании, как “Норникель”, предприятия “Ростеха”, “Сибура” и еще целый ряд крупных компаний».
Второй задачей таких туристических маршрутов является продвижение брендов российских производителей. «По опросам, которые мы проводили в регионах, жители оценивают качество продукции региональных брендов на 6 баллов из 10. Но уже после посещения предприятия, согласно анкетированию, эта оценка вырастает до 8,5 балла», — отмечает Ольга Шандуренко.
Если говорить о результатах, полученных от развития промышленного туризма, то анкетирование, проведенное АСИ, показало, что после экскурсий порядка 50% школьников старших классов и около 30% студентов заявляют о том, что готовы рассматривать промышленные предприятия в качестве своего потенциального места работы.
О перспективах развития промышленного туризма свидетельствует растущее число таких туристов. «В прошлом году, по нашим данным, промышленные предприятия посетили примерно 800 тысяч туристов, — говорит Ольга Шандуренко. — Анализируя первое полугодие 2023-го, мы ожидаем, что число туристов в этом году составит около 2,5 млн человек».
В 2020 году АСИ совместно с Президентской академией и при поддержке Минпромторга РФ запустили работу акселератора по развитию промышленного туризма. Тогда инициативу поддержали своим участием 30 субъектов РФ. Программа по развитию промышленного туризма выросла из одного проекта Самарской области, рассказала гендиректор АСИ Светлана Чупшева на пленарном заседании по подведению итогов акселератора в апреле 2022 года. Были запущены новые туристические маршруты на предприятиях, при этом была использована методика, разработанная в АСИ. Эту методику можно адаптировать под любое производство, объясняла Светлана Чупшева.
В прошлом году начала работать программа «Открытая промышленность». В настоящее время в ней участвуют более 50 регионов и более 400 предприятий. Закрытые ранее для гостей объекты начали открываться для туристов, школьников и студентов. Спрос на промышленный туризм есть. На том же пленарном заседании АСИ замминистра промышленности и торговли, председатель экспертного совета акселератора Алексей Беспрозванных рассказал об опросе жителей регионов и представителей промпредприятий, проведенном в 2020 году. 60% опрошенных ответили «да», но только 15% предприятий положительно ответили на вопрос, проводились ли у них экскурсии, хотя возможности были у 40% опрошенных. «Не проводили, так как просто не знали, как это сделать», — резюмировал тогда замминистра.
Фото: Промтуризм.Практикум / vc.ru
Сейчас промышленный туризм в России выходит на новый виток развития, его даже стали называть «новой философией российской промышленности». На него делают ставку в правительстве. «Сегодня промышленный туризм становится важным элементом социально-экономического развития территорий, а также эффективным способом решения бизнес-задач для предприятий различных отраслей», — говорится в обращении министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, размещенном на сайте АСИ.
Понятие промышленного туризма нашло свое место в «Стратегии развития туризма в России до 2035 года». Как говорится в документе, промышленный туризм — это посещения объекта и мероприятия на нем, которые позволяют посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему, будущему. Для промышленных туристов наиболее привлекательны регионы с развитыми крупными, автоматизированными предприятиями. Это в первую очередь добывающие и перерабатывающие предприятия, расположенные в Центральной России, Сибири и на Дальнем Востоке.
Ведущий эксперт факультета городского и регионального развития Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Петр Жданчиков отмечает, что наиболее интересные в этом отношении отрасли — добыча твердых полезных ископаемых, таких как уголь, золото, олово, цинк, медь, нефтегазодобыча, производство стали и сплавов, метизная металлургия, автомобильная сборка, доступные оборонные отрасли, судостроение, производство бумаги и бумажных изделий, текстильное производство, сувенирная и ювелирная деятельность, пищевая промышленность, морской промысел.
«Главный источник привлекательности указанных производств — интересные технологические цепочки (древние и современные) и история их развития, а также возможность посильного участия экскурсантов в производственном процессе, — полагает эксперт. — Подобный туризм обогащает новыми знаниями, повышает уровень человеческого потенциала и в ряде случаев влияет на выбор профессии».
Из-за пандемии снизились возможности путешествовать за границу, а в результате массированных антироссийских санкций их стало еще меньше. При этом для туров с посещением промышленных предприятий нет необходимости создавать специальную инфраструктуру, которая требуется для развития рекреационного туризма или туристических поездок в другие города.
По данным Петра Жданчикова, сегодня доля промышленного туризма во внутреннем туризме в целом невелика — 1–3%, но имеет тенденцию к повышению в условиях затруднения международного обмена. «По данным Росстата, объем туристических услуг в 2019 году составил по России 457,8 млрд рублей. Следовательно, современный рынок промышленного туризма в России составляет около 15 млрд рублей», — говорит он.
Некоторые объекты промышленного туризма уже стали центрами особого притяжения путешественников. Например, по итогам прошлого года самым популярным промышленным объектом стала Курская АЭС с площадкой сооружения ее новых блоков — их посетили около 9 тыс. человек. Посетителей привлекает в том числе вид самой высокой в стране градирни (башни для охлаждения воды) высотой 179 метров.
В числе других популярных среди туристов промпредприятий — концерн «Бабаевский» и «Красный Октябрь». Гостям показывают автоматическую линию по производству и упаковке конфет, ведут в Музей истории шоколада и какао, дают мастер-классы по созданию оригинальной рецептуры.
С недавних пор корпорация «РусГидро» открыла для туристов крупнейшую по мощности ГЭС на Северном Кавказе — Чиркейскую, расположенную на горной реке Сулак в Дагестане. Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) посещают не менее 1,5 тыс. человек в месяц — от школьников до ветеранов труда из Москвы, Воронежа, Самары, Перми, Екатеринбурга и других городов.
Туризм приносит до 10% в консолидированные бюджеты разных уровней, говорит Петр Жданчиков. По его словам, с учетом промышленного туризма можно рассчитывать на 2% прибыльности. «Выгода развития данного направления заключается в том, что подобный вид туризма, во-первых, повышает уровень обмена между партнерами и диверсификацию деятельности предприятий и, во-вторых, предполагает вовлечение в него закрытых, законсервированных и заброшенных предприятий, — поясняет эксперт. — В этом случае он сближается с историко-культурным, приключенческим и экстремальным туризмом. Конструкции заброшенных промышленных предприятий, подземные сооружения и горные выработки представляют огромный интерес для лиц, интересующихся экстремальными формами времяпрепровождения, число которых возрастает. При обеспечении должной безопасности организация соответствующей деятельности может быть популярной и экономически выгодной».
В числе преимуществ развития промтуризма Петр Жданчиков называет сохранение индустриального наследия, социально-экономическое развитие территории. «Массовое развитие промышленного туризма способствует преобразованию социального пространства региона, меняется культурный ландшафт», — продолжает он. Кроме того, промышленный туризм в конечном итоге может обеспечить интеграцию производственной деятельности с общественной жизнью и культурной средой.
Эксперт отмечает также ряд факторов, которые нужно преодолеть для развития этого сектора туриндустрии. В их числе жесткая конкуренция со стороны других видов туризма, проблемы обеспечения безопасности, возможность нарушения коммерческой тайны, нарушение производственных циклов действующих предприятий, неудовлетворительное состояние объектов показа.