Российский средний класс: двигатель потребления и островок стабильности в эпоху перемен

Фото: iStock
Фото: iStock

Ученые Вышки провели масштабное исследование среднего класса в России, акцентировав внимание на его потребительских и финансовых практиках. В отличие от населения в целом базовый набор потребления у этого слоя общества шире - помимо продуктов питания, оплаты ЖКУ и мобильной связи, туда входит питание вне дома, затраты на транспорт и услуги по уходу за собой. Потребительское поведение среднего класса отражает баланс между базовыми потребностями и стремлением к развитию – расходы на образование и здоровье воспринимаются как приоритетные, что подчеркивает ценность человеческого капитала для среднего класса. Финансовое благополучие среднего класса строится на развитых навыках сбережения, наличии ликвидных средств и инвестиционных активов, что обеспечивает устойчивость к экономическим изменениям и позволяет сохранять привычный уровень жизни.

Институт социальной политики НИУ ВШЭ организовал научный семинар проекта «Потребление и экономическое поведение домашних хозяйств в России» на тему: «Быть средним классом: потребительские, финансовые практики и удовлетворенность своими возможностям (результаты онлайн опроса городского среднего класса в России, 2024)».

Средний класс оказывает серьёзное влияние на динамику внутреннего потребления, его вклад в рост ВВП и на распространение разнообразных инновационных практик, отметила, открывая семинар, модератор мероприятия Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ, заведующий Центром комплексных исследований социальной политики, руководитель проекта «Потребление и экономическое поведение домашних хозяйств в России».

Оксана Синявская

«На средний класс возлагают большие надежды в обеспечении инновационного экономического развития и социальной устойчивости, но одновременно неустойчивое положение среднего класса, его разочарование в будущем – в силу активности этой социальной группы - может создавать разнообразные риски социальной устойчивости», - добавила она.

Заведующий Центром анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики НИУ ВШЭ Алина Пишняк и научный сотрудник Центра Наталья Халина представили результаты специализированного онлайн-опроса, посвященного потребительскому и финансовому поведению городского среднего класса в России. Исследование, выполненное в рамках проекта «Потребление и экономическое поведение домашних хозяйств» экспертами Центра анализа доходов и уровня жизни (ЦАДУЖ), было проведено с использованием многокритериального подхода (авторы – А.И. Пишняк, Н.В. Халина, Е.А. Назарбаева). Оно охватило 3000 респондентов в возрасте 18+ из городов с населением от 100 тысяч человек и соответствующих критериям принадлежности к среднему классу: высокое материальное положение при наличии высшего образования и/или высокого социально-профессионального статуса.

Алина Пишняк подчеркнула, что в медиапространстве получило распространение ошибочное отождествление среднего класса лишь с высокими доходами. Нельзя игнорировать такие важные признаки как уровень образования, профессиональный статус, поведенческие паттерны.

Алина Пишняк

«Средний класс создаёт некую потребительскую модель, на которую ориентируется общество в целом, задаёт некие потребительские стандарты. То, что сегодня мы видим как практику инновационную, вполне возможно, завтра станет общепринятой практикой», - сказала она.

Городской средний класс в России преимущественно сосредоточен в миллионниках — 46%. В городах с населением от 250 тыс. до 1 млн проживает 35%, от 100 до 250 тыс. — 19%. Основу среднего класса составляют люди в возрасте от 25 до 55 лет. В 72% случаев это семейные пары, живущие отдельно либо с другими родственниками, и почти в половине семей (48%) воспитываются дети до 18 лет. По профессиональной принадлежности городской средний класс представлен преимущественно наёмными работниками частных компаний, специалистами бюджетной сферы (включая врачей, учителей, госслужащих и представителей силовых структур), а также предпринимателями.

Алина Пишняк также отметила появление новых групп в составе среднего класса, в частности, IT-специалистов, которые, по мнению экспертов, будут играть все более значимую роль в будущем.

Основным источником средств среднего класса сегодня являются трудовые доходы, при этом около трети респондентов также получают доходы от вкладов и ценных бумаг.

Наталья Халина

Наталья Халина представила данные о потребительских и финансовых практиках группы, подчеркнув, что его расходы, как и доходы, выше, чем в среднем у населения страны. В структуре расходов среднего класса, в отличие от населения в целом, больше расходов на поддержание и развитие человеческого капитала, отметила она.

Исследователи отмечают, что средний класс неоднороден по своим потребительским привычкам и выделяют три основных кластера потребительского поведения:

  • «Взять от жизни всё» (наибольшее разнообразие расходов);
  • «Всё в дом» (активные траты на мебель, технику и ремонт, обустройство быта);
  • «Минимализм» (выбор в пользу ограниченного набора товаров и услуг).

Потребительские ориентиры среднего класса отражаются и в его реакциях на изменение уровня расходов — как в случае их увеличения, так и при необходимости сокращения. «В случае сокращения расходов средний класс готов отказаться от различных увеселений - походов в кафе, в рестораны, готовы сократить расходы на отпуск, покупку бытовой техники, но оплату медицинских услуг и тем более оплату образования для детей сокращать не готовы. Можно предположить, что они будут удерживать эти расходы на прежнем уровне до последней возможности», - рассказала Наталья Халина.

Большая часть группы имеет сбережения, в основном для создания «подушки безопасности». Популярностью пользуются срочные банковские вклады, почти каждый пятый имеет брокерский или индивидуальный инвестиционный счет. Большинство говорит о том, что этих сбережений хватит всего лишь до полугода. Около 40% выплачивают кредиты, однако в целом средний класс демонстрирует разнообразие финансовых практик и финансовую устойчивость

Дискуссанты отметили важность темы и значимость анализа потребительских и финансовых практик среднего класса. Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева подчеркнула необходимость соотнесения результатов исследования с макроэкономической ситуацией в стране. Она обратила внимание на отсутствие в докладе упоминания об инфляции, которая, по ее мнению, оказывает существенное влияние на потребительское поведение всех социальных групп, в том числе и среднего класса.

По ее мнению, необходимо также исследовать вопросы влияния санкций и сделать отдельный упор на исследовании источников доходов.

Светлана Мареева

Заведующая Центром стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ Светлана Мареева подчеркнула, что модель потребления среднего класса в России не является типичной, т.к. группа составляет около 30% населения, это скорее желаемая модель для большинства населения. С учетом замедления темпов роста доли среднего класса, эта модель не становится более доступной для населения в последние годы.

Также Светлана Мареева обратила внимание на то, что у среднего класса при гипотетическом росте доходов остаётся запрос на расширение потребления продуктов повседневного спроса, одежды и питания. Это говорит о том, что этот спрос до конца не удовлетворён, считает она.

«Средний класс действительно отличается спецификой своего потребительского поведения и характеризуется большей устойчивостью. Но его модель потребления сравнительно скромная, а устойчивость ограничена. Более того, в периоды турбулентности основной удар может прийтись именно по среднему классу, т.к. меняются не просто доходы, а образ жизни его представителей», - отметила Светлана Мареева.

Лилия Овчарова

Проректор НИУ ВШЭ, директор Института социальной политики Лилия Овчарова подчеркнула необходимость дальнейшего развития темы и необходимость выделять инновационные явления в потребительском поведении группы. Кроме того, она призвала объединять и сравнивать данных из различных источников.

«Особенность нашего проекта, чем мы пытаемся отличаться от всех остальных, в том, что мы соединяем данные из разных источников. Это компетенция, которая сейчас на рынке будет востребована. Поэтому, когда мы высвечиваем какой-то вопрос, давайте смотреть и на другие данные, сравнивать их со всем населением», - пояснила проректор Вышки.

Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов обратил внимание на то, что обобщающее определение понятия среднего класса, основанное на трех ключевых критериях, подчёркивает важность экономического подхода, акцентируя внимание на выборе и накоплении ресурсов. Наличие достаточных доходов важно для возможности выбора и накопления, в то время как уровень образования влияет на способность рационально распоряжаться финансовыми средствами, а социально-профессиональный статус определяет поведение в сфере потребления и инвестиций.

Также Ярослав Кузьминов отметил, что структура среднего класса сильно поменялась в последние годы – к этому привел рост реальных зарплат. Однако это затронуло преимущественно традиционные группы — образованных специалистов и управленцев, а также инженеров как отдельного класса специалистов.

Научный руководитель ВШЭ добавил, что представители среднего класса в России даже с учетом обновления структуры устойчиво демонстрируют определенные характерные черты. В частности, осторожность и взвешенность: они стремятся минимизировать риски потери собственных сбережений и отличаются слабым «аппетитом» к риску. Но при этом же его представители склонны к внедрению новых форм потребления и инвестированию в социальные блага. Наконец, средний класс предъявляет высокие требования к услугам и товарам, особенно в сферах здравоохранения и образования.

Эти особенности поведения отражают высокую степень осознанности и ответственности в принятии решений.

Ярослав Кузьминов

В заключение Ярослав Кузьминов выделил важные вопросы для дальнейших исследований темы среднего класса:

  • Оценка качества рынка «глазами» среднего класса: необходимо оценить динамику предложений на рынке товаров и услуг, основные каналы потребления среднего класса и причины выбора таких каналов.
  • Исследование экономических последствий перераспределения внутри группы среднего класса: важно изучить экономические последствия роста заработных плат и моделей потребления.
  • Более сложный учет роли образовательных и культурных факторов в формировании поведения среднего класса, касающегося распределения бюджетов времени и расходов.
  • Мониторинг жилищного вопроса: как расходы на жилье определяют финансовое положение семей, их инвестиционные и сберегательные стратегии, а также репродуктивное поведения.

Следование этим рекомендациям поможет создать комплексную картину состояния среднего класса и выработать эффективные меры государственной политики, направленные на поддержания благосостояния и устойчивости данной социальной группы.

Дата публикации: 08.07.2025

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: