Развитие цифровых технологий меняет будущее быстрее, чем оно успевает стать настоящим. Искусственный интеллект соревнуется с естественным, личности — с аватарами. Как метавселенные меняют нашу жизнь и возможно ли полное переселение людей в цифровую реальность, рассуждали писатели и футурологи в ходе дискуссии «Будущее 2.0.23» на фестивале Telling Stories 2023.
Алгоритм & креативность
Дать точное определение, что такое искусственный интеллект (ИИ), сложно, однако еще больше трудностей мы испытываем при попытке сравнивать себя с ним. «Искусственным интеллектом мы можем называть те конструкции, алгоритмы и сущности, которые делают то же самое, что делает естественный интеллект», — считает критик, исследователь фантастики, составитель антологии «Новое будущее», соорганизатор премии «Новые горизонты» Сергей Жигарев.
Искусственный интеллект хорошо выполняет рутинные задачи и может быть отличным ассистентом или цифровым помощником благодаря верно встроенным в него алгоритмам, полагает эксперт.
В целом ИИ изобретался с целью создания полной копии человека, и, видимо, с этой задачей ученые справились, но при этом у него есть ряд отличий от интеллекта естественного. Одним из них является отсутствие возможности целеполагания. Журналист и футуролог Константин Фрумкин считает, что цель по своей природе является антропоморфной категорией, поэтому искусственный интеллект лишь беспрекословно следует алгоритму. Вторым, вытекающим из этого, отличием является ограниченность ИИ в креативности.
Тем не менее с помощью смешанных методов применения искусственного интеллекта люди приходят даже к научным изобретениям. Например, российские ученые основали биотехнологическую компанию Insilico Medicine, которая активно использует методы глубокого машинного обучения для создания новых лекарств. В январе 2023 года одно из таких лекарств, открытых благодаря ИИ, прошло первую фазу клинических испытаний.
Один из острых вопросов совместной работы естественного и искусственного интеллектов — защита авторских прав. «Авторские права — это не коммунистические ценности, это способ компенсации труда творческих людей», — утверждает Константин Фрумкин. Однако, когда в дело вступает искусственный интеллект, ситуация еще больше усложняется.
Люди, помимо беспокойства о денежной компенсации, дорожат своим потенциальным трудоустройством. Забастовка режиссеров и сценаристов в США является отличным примером. Оказалось, что они не воспринимают ИИ как хорошего напарника, особенно когда дело касается сценариев, а также не хотят обучать машины на основе своего креатива, так как это их авторская собственность, добавляет Сергей Жигарев.
Космос & метавселенная
Говоря о будущем и освоении новых пространств, большинство участников дискуссии пришли к консенсусу в вопросе безграничности желаний человека, которые выходят за пределы земного пространства. Для их реализации важным становится дальнейшее освоение космоса. Режиссер, сценарист, писатель, лауреат ряда литературных премий Ислам Ханипаев видит объяснение данных процессов в желании получить дополнительные ресурсы из-за их естественной ограниченности.
Его коллега, писатель, исследователь будущего Вадим Панов, напротив, прогнозирует демографический спад и, соответственно, снижение потребления. «Космос — это кладовая новой земли, источников ресурсов, который не входит в тенденцию снижения потребления. Если нам нужно снизить потребление — зачем нам космос? Если мы разовьем биотехнологии, то что нам мешает снизить потребление на Земле?» — говорит он.
Альтернативным космосом становится метавселенная. В какой-то мере мы уже в ней. В последнее время граница между реальным и вымышленным стирается все больше: переходы по ссылкам, участие в онлайн-встречах — все это является уже невидимым для нас способом перемещения между пространствами. «Когда вы сидите на звонке в зуме, можете ли вы точно ответить себе на вопрос, где вы находитесь?» — обратилась к присутствующим с вопросом писательница Ольга Брейнингер.
Она напомнила про концепцию симулякра, введенную философом Жаном Бодрийяром в XX веке. Под симулякром подразумевается сущность, которая не имеет оригинала. Это может быть как цифровая фотография, так и какое-нибудь историческое событие, которое может быть на самом деле лишь срежиссировано, отмечает она. Это особенно актуально для рассуждений о метавселенной, так как туда можно поместить как реальные, так и вымышленные объекты.
Ольга Брейнингер предположила, что жизнь в метавселенной будет сродни миру в фильме «Матрица».
По мнению Сергея Жигарева, все люди уйти в цифровой мир не смогут: нужно, чтобы кто-то ее обслуживал, эту метавселенную. Если даже мы и будем жить в метавселенной, будут появляться профессии, основной задачей которых будет ее обслуживание, и мы снова столкнемся с иерархией, так как социальная пирамида будет определять процесс перехода в метавселенную и условия существования в ней, добавляет он. С ним согласился Вадим Панов. «В “Матрице” за электричество не платили, а мы будем платить», — сказал писатель.