Винная индустрия в России активно развивается. Каков потенциал развития виноделен Крыма, Краснодарского края и Кабардино-Балкарии и от чего зависят перспективы винного туризма в России, обсуждали участники заключительного в этом учебном году семинара-дискуссии рабочей группы ФСН «Туристические практики населения под воздействием внешних шоков: возможности и ограничения изучения опросными и неопросными методами».
«Насколько Абрау-Дюрсо может стать российским Бордо?» — задались вопросом студентки третьего курса программы «Социология» Анастасия Дергачева и Анастасия Ушенина.
Исследуя конкурентоспособность российского виноделия в сравнении с западными образцами, они пришли к выводу, что одной из проблем, стоящих на пути развития российского виноделия, является низкая ориентированность на туристов. «Многие населенные пункты, в которых расположены туристические локации, сами по себе малопривлекательны для туристов», — отметила Анастасия Дергачева.
Наиболее конкурентоспособными точками притяжения на данный момент являются Крым и поселок Абрау-Дюрсо, находящийся в Краснодарском крае. Как и французский Бордо, эти локации обладают историей, грамотное преподнесение которой может привлечь туристов. Менее очевидными точками в маршруте винных туристов являются Кабардино-Балкария и Республика Дагестан. Несмотря на их низкую туристическую привлекательность на данный момент, республики имеют потенциал для развития в винодельческой отрасли, полагает Анастасия Дергачева.
Препятствием для развития этого направления является сам масштаб отрасли, а также возможности размещения туристов. «По статистике, во Франции в 4 раза больше гектаров винограда», — отметила студентка. Что касается туристической инфраструктуры, то в России она также гораздо менее развита, чем в лидирующей в винодельческой отрасли Франции. «Абрау-Дюрсо привлекательнее по сравнению с французскими винодельческими регионами с точки зрения цены, но не с точки зрения вариативности размещения. В Абрау-Дюрсо около 20 вариантов размещения, в Бордо — более 500», — продолжила Анастасия Дергачева.
Фото: iStock
Она также отметила, что винный туризм — это нишевое направление туристической деятельности, которое задействует много других отраслей. Вслед за виноделием развиваются ресторанный бизнес, логистика, образовательный туризм и многие другие сферы. Дискуссанты отметили, что в общей сложности винный туризм задействует 53 отрасли.
Рост туристического потока меняет к лучшему и городскую среду, отметила Анастасия Ушенина. В подтверждение она рассказала, как деятельность компании «Абрау-Дюрсо» влияет на облик одноименного поселка: в какой-то момент бизнес-стратегия компании стала включать в себя вложения не только в логистику и дистрибуцию продукции, но и в развитие района присутствия. Сегодня «Абрау-Дюрсо» многое делает для самого поселка.
Винные туры в Абрау-Дюрсо, как правило, не ограничиваются экскурсией по предприятию и дегустацией, организаторы предпринимают большие усилия, чтобы задержать туристов более чем на один день. Например, озеро Абрау стало одним из центров притяжения, а также одной из точек на маршруте винных туристов.
Фото: iStock
В поселок Абрау-Дюрсо регулярно приезжают туристы в рамках не только винных, но и гастрономических туров. Их внимание также удерживают различными арт-объектами. Кроме того, большой туристический потенциал есть у местного выхода к морю. «Бухта расположена таким образом, что все аномалии в Черном море не приходят в это место, в результате чего получается уникальное чистейшее море», — обратила внимание Анастасия Ушенина. Совокупность точек притяжения позволяет компании отойти от формата экскурсии одного дня, добавляет она.
Участники дискуссии отметили, что российское виноделие, несмотря на отставание от зарубежных образцов, имеет потенциал и при должном инвестировании станет конкурентоспособной туристической отраслью. На данный момент в России нет развитой культуры употребления вина, во многом еще из-за антиалкогольной кампании середины 80-х годов прошлого века, когда виноградники вырубались, а массовое распространение получил самогон. Постепенно с 2005 года употребление вина стало расти, вытесняя крепкие алкогольные напитки и пиво. Этот тренд в совокупности с развитием винодельческой отрасли открывает большие возможности для винного туризма в России.
Рабочая группа «Туристические практики населения под воздействием внешних шоков: возможности и ограничения изучения опросными и неопросными методами» факультета социальных наук занимается исследованием и обсуждением туристических практик населения под влиянием трансформации различных сфер жизни.