27–28 июля в Санкт-Петербурге проходит второй экономический и гуманитарный форум Россия — Африка, в котором запланировано участие 49 из 54 стран континента. Нынешний форум будет отличаться от первого большей практической направленностью и стремлением африканских стран достичь договоренностей по конкретным вопросам. О предыстории форума и его программе HSE Daily побеседовало с ведущим экспертом Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Валентином Бианки.
— Валентин Александрович, прошлый российско-африканский форум прошел почти четыре года назад. Наверное, нелишне будет напомнить о его основных итогах.
— В 2019 году в Сочи на форуме Россия — Африка было более 6000 участников из всех 54 стран Африки, причем 45 были представлены главами государств и правительств. Этот очень высокий уровень в том числе объяснялся тем, что Африка, можно сказать, давно ждала активизации России. Частично это связано с реминисценциями об СССР (и это не только плюс, но и проблема, так как задавало завышенные ожидания помощи на идеологических основаниях), частично — с постепенным разочарованием в экспансии Китая на континент, которая, как оказалось, делает меньший вклад в развитие стран, чем ожидалось. Россия вызывала интерес как крупный игрок, альтернативный и Западу, и Китаю (хотя есть и другие значимые игроки — например, Индия).
— Такой интервал между саммитами был запланирован заранее или вмешался форс-мажор?
— Изначально планировалась периодичность раз в три года, но вмешалась пандемия COVID-19, и по обоюдному согласию форум был перенесен с 2022-го на 2023 год. За последний год была проведена большая «разъяснительная работа» (в том числе четыре серии визитов министра иностранных дел Сергея Лаврова в Африку).
— Что изменилось за прошедшие годы в отношениях между Россией и странами Африки?
— В силу того что из прошедших четырех лет более двух длилась пандемия, когда контакты и государств, и бизнеса оказались резко сокращены (а новые варианты межгосударственного сотрудничества пока не вполне удается перевести в онлайн-формат), сложно было ожидать резких изменений. Но вместе с тем в ряде направлений — географических и тематических — сотрудничество России и Африки показало принципиальный прогресс. Например, почти в два раза выросло число студентов из Африки в российских вузах, в 1,5 раза вырос товарооборот со странами Африки южнее Сахары. В ряде стран тема России вышла на передний план во внутренней повестке в связи с политической конфронтацией с Западом — например, в ЮАР.
Фото: участники сессии «Россия и Африка: партнерство ради продовольственного суверенитета» при поддержке Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) в рамках Экономического и гуманитарного форума Россия — Африка. Источник: Владимир Смирнов / фотохост-агентство ТАСС
— В чем вы видите наиболее важные отличия между первым и нынешним российско-африканским форумом? Каковы самые важные сейчас и самые перспективные темы?
— Сегодня саммит и форум проходят в принципиально другой международной ситуации, напряженность возросла и в ряде регионов Африки. Не погружаясь в статистику и аналитику визитов, которым будут посвящены многие статьи в российских да и мировых СМИ в ближайшие 10 дней, можно видеть смещение тематики. В этот раз в программе выше доля мероприятий, посвященных IT, цифровизации, продовольствию и удобрениям. Участники бизнес-форума гораздо основательнее подошли к оформлению стендов. Можно считать, что этот важный для африканских участников фокус повестки (Африка менее нацелена на политизацию отношений, а больше — на углубление сотрудничества в конкретных направлениях) и обеспечил высокое, с учетом условий, представительство.
Наконец, российское бизнес-сообщество стало намного лучше информировано относительно возможностей и рисков работы в Африке. Ведущими российскими экспертами, объединенными под эгидой НИУ ВШЭ, опубликован всеобъемлющий труд «Африка-2023: возможности и риски», вызвавший интерес далеко за пределами русскоязычной аудитории. К саммиту тиражом 2000 экземпляров вышло уже второе, существенно дополненное, издание справочника, который уже стал признанным путеводителем по Африке для российского бизнеса.
— Сколько африканских государств планирует участвовать в саммите этого года?
— По словам помощника президента России Юрия Ушакова, за несколько дней до старта было подтверждено участие 49 из 54 стран, так что широта представительства велика, а судя по тому, что порядка половины из них будут представлены первыми-вторыми лицами государств, то и «высота» (уровень представительства) весьма серьезна. Фактические, не общеполитические, а более конкретные итоги будут существенно зависеть от двусторонних встреч на министерском уровне и между крупными компаниями с двух сторон.
Фото: государственный министр иностранных дел и международного сотрудничества Руанды Манассе Ншути в аэропорту Пулково. Источник: Михаил Терещенко / фотохост-агентство ТАСС
— А как Центр изучения Африки НИУ ВШЭ участвует в форуме?
— Центр представлен прежде всего стендом проекта по обмену знаниями в сфере цифровизации государственного управления (Е-Governance Knowledge Hub), на котором будут работать более 10 сотрудников и стажеров центра.
Во второй день форума, 28 июля, в 12:30 на «Территории инноваций» (отдельное пространство в деловой зоне форума, посвященное передовым технологиям) состоится круглый стол «Трансфер компетенций: обмен опытом в сфере цифровизации госуправления». В дискуссии будут участвовать директор центра Андрей Маслов, заместитель исполнительного директора компании «Иннопрактика» Анастасия Павленко (модератор), а также руководители африканских министерств и ведомств, ответственных за цифровизацию. В рамках круглого стола африканские и российские эксперты обсудят цифровизацию государственного управления в странах Африки и в России, возможные направления партнерства, программу обмена знаниями в области цифровизации госуправления.
Также 28 июля Андрей Маслов по приглашению Министерства экономического развития Российской Федерации будет модерировать панельную сессию «Передовые технологии для устойчивого развития в Африке», которую откроет приветственным словом министр экономического развития Максим Решетников.