Татьяна Колобашкина: в ЕАЭС появляются новые стимулы для активизации проектного подхода

Фото: Высшая школа экономики
Фото: Высшая школа экономики

В ЕАЭС будет создан механизм льготного финансирования совместных проектов промышленной кооперации. Таким образом власти пытаются добиться быстрого замещения «недружественного» импорта. Ожидается, что за пять лет удастся запустить проекты стоимостью до 1 млрд долларов. О том, что это даст России и какие действия необходимо предпринять параллельно, HSE Daily рассказала директор Центра компетенций по взаимодействию с международными организациями Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Татьяна Колобашкина.

Формирование механизмов поддержки совместных кооперационных проектов — вопрос первостепенной важности, он является одним из ключевых приоритетов текущего российского председательства в органах ЕАЭС.

До сих пор наблюдался явный дефицит кооперационных проектов с высоким интеграционным эффектом, то есть проектов, в которые вовлечены компании двух и более государств-членов, включая экспортно-импортные операции внутри ЕАЭС. Такие проекты были штучными, а те, что были запущены, не всегда эффективно реализовывались при отсутствии необходимой поддержки со стороны правительств и бизнеса стран союза. Наиболее успешным проектом стала «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий», которая защищает интересы малого и среднего бизнеса, снижая операционные расходы, и позволяет продавать свои услуги и товары и одновременно находить новых клиентов.

Вместе с тем появляются новые стимулы и механизмы для активизации проектного подхода, в том числе за счет запуска механизма финансирования промышленной кооперации, развития инструментов зеленого финансирования и создания банка зеленых проектов, а также расширения числа кооперационных проектов в цифровой сфере, в том числе благодаря деятельности Фонда цифровых инициатив ЕАБР.

Согласование на межстрановом уровне подходов к финансированию совместных кооперационных проектов стран — участниц ЕАЭС из бюджета союза и принятие соответствующих поправок к Договору о ЕАЭС — первый шаг по пути создания субсидирования промышленных кооперационных проектов. В соответствии с ними предлагается сформировать механизмы финансирования совместных промышленных проектов с участием минимум трех стран союза в течение пяти лет.

Фото: iStock

В целом сочетание средне- и долгосрочного стратегического планирования (напомню, что в рамках российского председательства поставлены задачи подготовки Стратегических направлений развития ЕАЭС до 2030 года, а также подготовки документа, определяющего стратегические векторы развития ЕАЭС до 2045 года) с совершенствованием подходов к проектному управлению и проектному финансированию, а также с расширением числа кооперационных проектов со значимым интеграционным эффектом должно стать одним из основных направлений развития ЕАЭС и, безусловно, сильной чертой и отличительной характеристикой данного интеграционного объединения.

В соответствии с принятыми решениями на эти цели предполагается выделить 10% от суммы ежегодно собираемых антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных пошлин. По предварительным оценкам, ежегодно для поддержки промышленной кооперации в союзе будет выделяться порядка 1,3 млрд рублей. Дальнейшими шагами на пути совершенствования механизмов и увеличения объемов финансирования проектной деятельности в ЕАЭС могут стать механизмы снижения стоимости финансирования для кооперационных проектов за счет более активного задействования ЕАБР в этом процессе, а также за счет смешанного привлечения средств других банков и фондов (контрагентами могут выступать ФРП, ВЭБ, а также другие финансовые институты), а также в перспективе — формирование специального бюджета развития ЕАЭС. Важно также совершенствование (необходимо сделать их более транспарентными и четкими) влияющих на условия заимствования критериев отбора кооперационных проектов, поддерживаемых в том числе за счет инструментов ЕАБР и ЕФСР. В среднесрочной перспективе также предстоит решить проблемы дублирования производств в странах ЕАЭС и перехода к общеевразийским промышленным проектам, основанным на новых цепочках создания добавленной стоимости и взаимодополнении имеющихся технологий и производственных мощностей (например, создание союзного электротранспорта).

Определение наиболее перспективных рыночных ниш и направлений для такой промышленной и технологической кооперации также не может обойтись без инструментов научно-технологического прогнозирования, которые должны стать неотъемлемой частью стратегического планирования на средне- и долгосрочную перспективу.

Дата публикации: 02.08.2023

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: