Всемирный банк в рамках программы международных сравнений опубликовал данные ВВП стран мира за 2022 год по паритету покупательной способности. Россия второй год подряд заняла пятую строчку среди крупнейших экономик, вновь обогнав Германию. Первые четыре места сохранили за собой Китай, США, Индия и Япония. В топ-10 вошли также Индонезия, Бразилия, Франция и Великобритания. При этом страны БРИКС по совокупному ВВП превосходят группу G7.
Прошлый год должен был стать годом-катастрофой для российской экономики, но все пошло не так, как предполагали прогнозисты. Напомним, что весной 2022 года Всемирный банк считал, что ВВП России обрушится на 11,2%, а Международный валютный фонд давал минус 8,5%. Но по итогам года падение оказалось небольшим — 2,1%. Тысячи санкций не сумели «разорвать в клочья» отечественную экономику.
Всемирный банк выпустил данные по ВВП стран мира, рассчитанные по паритету покупательной способности. Россия, согласно данным организации, осталась на пятом месте по этому показателю, второй год подряд обгоняя Германию. Ранее на пятое место наша страна выходила только однажды — в 2013 году. Потом был драматичный 2014-й с первой волной санкций и падением цен на нефть, что вылилось в снижение ВВП в 2015 году на 2%.
Пандемию 2020 года Россия прошла с небольшими потерями (минус 2,7%), а в 2021 году крайне успешно вышла из кризиса, показав рекордные за последнее десятилетие темпы роста (плюс 5,6%), которые полностью перекрыли потери ковидного года. И именно по итогам 2021 года Россия вновь вышла на пятое место в мире по размеру экономики по ППС. По итогам 2022 года, как было сказано выше, Всемирный банк оставил ее на прежнем месте.
Здание Всемирного банка в Вашингтоне, фото: Shiny Things / Flickr
Стоит отметить, что задача вхождения Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира была поставлена в первой редакции Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Позже документ был скорректирован, но можно считать, что этот пункт указа был выполнен.
Каким будет результат 2023 года, предсказать очень сложно, но, по текущим оценкам, в России прогнозируется экономический рост выше 2%, а в Германии будет рецессия. Второй квартал ФРГ закончила с показателем минус 0,2% (с учетом сезонных корректировок) в годовом выражении, в первом квартале также было минус 0,2%. В России в первом квартале ВВП сократился на 1,8% к аналогичному периоду прошлого года, но во втором ожидается мощный рывок вверх. По оценке Минэкономразвития, ВВП за апрель — июнь вырос на 4,6%, по итогам первого полугодия рост составил 1,4% (более точные данные Росстата выйдут 11 августа). С учетом этого Россия вряд ли опустится ниже пятой строчки. Если экономический рост удастся сохранить и дальше, то в ближайшие годы можно обойти идущую четвертой Японию, до нее совсем недалек
Топ-10 крупнейших экономик мира по версии Всемирного банка, трлн долларов по ППС
Китай 30,327
США 25,463
Индия 11,875
Япония 5,702
Россия 5,327
Германия 5,310
Индонезия 4,037
Бразилия 3,837
Франция 3,770
Великобритания 3,657
Источник: Всемирный банк
Проект World Economics 4 августа опубликовал свои расчеты ВВП по ППС, основанные на данных ВБ и МВФ. Первые восемь позиций аналогичны оценкам Всемирного банка, разрыв между Россией и Германией еще больше, а в десятку попала Турция, вытеснив из нее Великобританию. В прогнозе на 2030 год первая пятерка сохранит статус-кво, при этом Россия вплотную приблизится к Японии, Индия к США, Турция к Германии.
Из расчетов Всемирного банка также следует, что блок БРИКС (Китай, Индия, Россия, Бразилия и ЮАР) обгоняет группу G7 (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада) по совокупному ВВП по паритету покупательной способности: 52,3 трлн долларов против 49,2 трлн соответственно. Интересно также, что в мире есть 31 страна с ВВП по ППС, превышающим 1 трлн долларов. Из них только 12 стран — это Запад и его союзники (помимо государств G7, это Южная Корея, Австралия, Польша, Нидерланды и Испания).
По данным других международных оценок, БРИКС также впереди G7. «Страны БРИКС по сумме ВВП по паритету покупательной способности в соответствии с данными МВФ обогнали “Большую семерку” еще в 2020 году и с тех пор наращивают разрыв», — отмечает Александра Морозкина, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Оценки МВФ близки к тем, что дает Всемирный банк: в 2022 году суммарный ВВП стран БРИКС по ППС составил 51,6 трлн долларов (31,6% мирового ВВП), G7 — 49,7 трлн долларов (30,4% мирового ВВП). В целом доля развивающихся стран в мировом ВВП значимо выросла с начала века (с 43% в 2000 году до 58% в 2022), в первую очередь за счет отдельных быстрорастущих азиатских стран (Китай, Индия, Индонезия). «Это требует изменений в системе глобального управления, поскольку с ростом доли в мировом ВВП страны претендуют на более активную роль в регулировании, однако процессы идут медленно, и новый порядок пока только формируется», — полагает Александра Морозкина.
Она отмечает, что шоки 2020–2022 годов усложнили экономическую ситуацию, заморозив риски для мировой экономики на высоком уровне, включая высокий уровень инфляции с низкими темпами экономического роста. При этом, по ее мнению, «финансовые регуляторы развивающихся стран в этот раз показали высокий уровень эффективности и более успешную антиинфляционную политику, чем в развитых странах».
В то же время эксперты отмечают, что успехи БРИКС связаны в том числе с эффектом низкой базы и в дальнейшем поддерживать высокие темпы роста им будет сложнее: необходимо делать упор на развитие собственных технологий и производств, повышать производительность.
Фото: iStock
Директор Экспертного института, руководитель Центра исследований производительности НИУ ВШЭ Илья Воскобойников считает, что превосходство стран БРИКС над G7 по размеру ВВП не должно удивлять, ведь они опережали развитые государства по темпам экономического роста на протяжении как минимум последних двух десятилетий благодаря низкой базе старта. Но по уровню технологий и производительности труда страны БРИКС по-прежнему существенно отстают от «Большой семерки» и ряда других государств, подчеркивает он. «Переход на следующую ступень требует повышения эффективности производства, прозрачности рынков, адаптации более совершенных технологий — всего того, что делает продукт конкурентным», — полагает экономист.
«Здесь ощутим эффект низкого старта, ведь развивающиеся страны должны расти быстрее развитых. Мы также знаем, что экономический рост на определенном уровне технологий не бесконечен. Плюс нужно всегда учитывать тип экономического роста — экстенсивный он или интенсивный», — соглашается Алина Щербакова, доцент департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, заведующая Евроатлантическим сектором ЦКЕМИ НИУ ВШЭ. Перевес стран БРИКС по объему ВВП можно объяснить масштабами их экономик и численностью населения стран, входящих в организацию, а также изменениями, происходящими в потоках международной торговли. «Сегодня мы можем наблюдать новые цепочки добавленной стоимости и новые точки роста», — отмечает она.
При этом «БРИКС работает лучше, чем от него ожидали, благодаря приверженности его участников дружественным отношениям между собой» и «прагматизм в их действиях всегда стоит на первом месте», констатирует Алина Щербакова.