По данным Росстата, во II квартале 2023 года ВВП России увеличился на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это выше обнародованных ранее прогнозов. Продолжение роста во втором полугодии, как ожидается, позволит России не только компенсировать спад 2022 года, но и превзойти докризисный уровень.
«Индекс физического объема ВВП (валового внутреннего продукта) во II квартале 2023 года относительно II квартала 2022 года, по предварительной оценке, составил 104,9%. При расчете использованы индикаторы отраслевой статистики, которые показали рост производства в следующих видах экономической деятельности: пассажирооборот (+19,8%); оптовый товарооборот (+12,5%); обрабатывающие производства (+11,3%); строительство (+9,8%); розничный товарооборот (+9,0%); сельское хозяйство (+2,9%); добыча полезных ископаемых (+1,1%)», — говорится в сообщении Росстата.
Российская экономика не только компенсировала спад II квартала прошлого года, но и показала прирост к уровню двухлетней давности. Основными драйверами роста выступили отрасли реального сектора, прежде всего обрабатывающая промышленность. «Основной вклад в улучшение показателей внесли машиностроительный и металлургический комплексы, при этом рост отмечался практически по всем отраслям», — отметила заместитель министра экономического развития РФ Полина Крючкова.
Как и в прошлом году, устойчивый рост сохранили строительный сектор и сельское хозяйство (+9,8% и +2,9% соответственно), высокими темпами восстанавливается оптовая торговля (рост на 12,5%). Полина Крючкова отметила также, что в экономике сохраняется высокая инвестиционная активность.
Положительное влияние на динамику ВВП, по ее словам, оказало восстановление потребительского спроса на фоне «стабильной ситуации на рынке труда и связанного с этим роста реальных денежных доходов населения»: суммарный оборот розничной торговли, платных услуг населению и общественного питания во II квартале 2023 года вырос на 8,3%, превысив уровень двухлетней давности.
Существенный рост во II квартале в годовом выражении был ожидаем экспертами и статистиками, но все равно оказался выше прогнозов. Так, оценка Минэкономразвития давала +4,6%, ЦБ — +4,8%. Официальный прогноз Минэкономразвития от апреля этого года предполагает рост экономики в 2023 году на 1,2%, но уже и президент, и премьер-министр, и глава ведомства Максим Решетников заявляли, что рост может превысить 2% и компенсировать прошлогодний спад (–2,1%). Уточненный прогноз Минэкономразвития должен появиться в конце августа — середине сентября.
Прогнозы темпов роста экономики России в 2023 году
Минэкономразвития России +1,2%
Банк России +1,5-2,5%
МВФ +1,5%
ЕБРР +1,5%
Всемирный банк -0,2%
Европейская комиссия -0,9%
ОЭСР -1,5%
Позитивная динамика экономики поможет правительству удержать бюджетный дефицит в запланированных рамках. Помощник президента РФ Максим Орешкин отметил в авторской колонке для ТАСС, что после высокого дефицита I квартала, вызванного авансированием расходов и введением единого налогового счета, правительству удалось стабилизировать бюджетную ситуацию: по итогам II квартала федеральный бюджет продемонстрировал дефицит в размере 0,3 трлн рублей после дефицита 2,1 трлн рублей в I квартале 2023 года. По итогам III квартала ожидается уже профицитный бюджет, а в целом по году бюджетный баланс ожидается около планового уровня в 2% ВВП.
Этому способствует активный рост бюджетных доходов. Так, ненефтегазовые доходы во II квартале выросли на 43,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, за июль прирост составил 35,5%. Сильная экономическая динамика обеспечит сохранение высоких темпов роста ненефтегазовых доходов и в дальнейшем.
Максим Орешкин считает, что на фоне роста цен на нефть и газ уже в ближайшие месяцы поступления нефтегазовых доходов существенно прибавят, а объем дополнительных (сверх базового уровня) нефтегазовых доходов до конца года составит около 800 млрд рублей, что позволит существенно снизить использование средств ФНБ для финансирования дефицита бюджета. Поэтому, по его мнению, бюджетная ситуация в настоящее время не несет рисков для макроэкономической стабильности. По итогам следующего года дефицит федерального бюджета сохранится примерно на уровне текущего года, то есть около 2% ВВП.
Заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов подчеркивает, что высокие цифры роста ВВП связаны с органическим ростом экономической активности на фоне увеличения внутреннего спроса, разогретого в том числе госзаказом, роста кредитования и удовлетворения отложенного спроса на импорт. Также играет роль и низкая база прошлого года.
Прирост обрабатывающей промышленности во многом объясняется госзаказом и импортозамещением. Высокие темпы роста показало производство готовых металлических изделий, компьютеров, электроники, оптики, навигационных приборов, радиолокационной аппаратуры, электрооборудования, спецодежды, производство прочих транспортных средств.
«Быстро растет производство мебели, резиновых и пластмассовых изделий, отрасль по ремонту машин и оборудования, бурное восстановление после резкого провала 2022 года демонстрирует автопром, где годовые темпы прироста выпуска в мае превысили 50%», — говорит Валерий Миронов.
По его словам, для того, чтобы нивелировать эффект низкой базы прошлого года, целесообразно сопоставить цепные (помесячные) индексы со снятой сезонностью. По предварительным оценкам Минэкономразвития, в апреле, мае и июне 2023 года рост ВВП с исключением сезонного фактора составлял 0,1%, 1,4% и 0,04% к предыдущему месяцу. «Эти данные могут быть уточнены при поступлении новых данных за следующие месяцы в силу природы показателей со снятой сезонностью, однако в целом можно говорить о стабилизации экономической динамики после интенсивного восстановительного роста, а также в силу начала повышательного цикла ключевой ставки», — констатировал эксперт.
Характеризуя инвестиционные тренды, Валерий Миронов сказал, что пока инвестиции в основной капитал выглядят необычно по сравнению с предыдущими кризисными периодами в России. «Так, в 2022 году они на фоне снижения ВВП на 2,1% не только не упали, хотя считаются самым проциклическим компонентом ВВП, но даже выросли на 4,6% год к году, — продолжает он. — Хотя в определенной мере это связано со сверхпозитивным I кварталом 2022 года, когда прирост инвестиций составил в годовом выражении 13,8%, однако 3-процентный рост в годовом выражении в среднем за квартал до конца года необычен для рецессий. В I квартале 2023 года прирост инвестиций в основной капитал замедлился и составил в годовом выражении 0,7% (а валовое накопление основного капитала со снятой сезонностью даже снизилось на 0,3%), однако, по данным регулярного Мониторинга предприятий Банка России (июль 2023 года), инвестиционная активность компаний во II квартале вновь выросла по сравнению с предыдущим кварталом (с устранением сезонности), а ее оценки достигли максимума с 2009 года. Как следует из опросов регулятора, в III квартале предприятия ждут дальнейшего роста инвестиций, хотя и несколько более умеренным темпом, чем во втором», — рассказал эксперт.
Фото: admship.ru
На рынке труда в РФ сохраняется позитивный тренд, отмечает Валерий Миронов: в мае 2023 года в номинальном выражении заработная плата ускорила рост до 16,1% год к году против 13,0% месяцем ранее, в реальном выражении — рост на 13,3% против 10,4%. За январь — май 2023 года рост номинальной заработной платы составил 12,4% по сравнению с таким же периодом 2022 года, реальной заработной платы — 6,0%. Реальные денежные доходы населения по итогам II квартала 2023 года выросли на 5,0% в годовом выражении против 3,0% в предыдущем квартале, реальные располагаемые денежные доходы увеличились на 5,3% после 4,4% в I квартале 2023 года.
По мнению Валерия Миронова, достигнутый высокий уровень загрузки производственных мощностей и рабочей силы (о чем говорит низкая безработица), рост зарплат и ослабление рубля вызывают ускорение роста инфляции и инфляционных ожиданий. А рост инфляционных ожиданий тормозит рост выпуска, но если сейчас начать стимулировать выпуск снижением ставки, то это даст еще больший рост инфляции и инфляционных ожиданий, считает он.
Банк России с 15 августа повысил ключевую ставку сразу на 3,5 процентного пункта, до 12%, именно для борьбы с этой спиралью. «Важно за счет ДКП сбить высокую температуру перегрева, но при этом найти немонетарные стимулы роста: улучшение бизнес-среды, в том числе с учетом специфики регионов, улучшение настроений населения и инклюзивности развития, развитие рынка облигаций для привлечения средств российских и зарубежных инвесторов», — полагает Валерий Миронов.