Чисто теоретически: как объяснить непонятное

Фото: iStock
Фото: iStock

Смысл понятия «теория» не столь очевиден, как может представляться. Необходимо классифицировать его значения, чтобы не возникало семантической двусмысленности. Сезон семинаров Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) из серии «Методологическая разминка» открылся обсуждением темы «Что такое “теория” в социальных науках?». Главным спикером семинара стал профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой экономической социологии ЛЭСИ Вадим Радаев.

Сегодня в научной среде идут постоянные рассуждения о теории (теоретизировании) и ее важности, о том, что это понятие используется как нечто простое и самоочевидное, хотя на самом деле оно не является ни простым, ни самоочевидным, отметил Вадим Радаев. Общество использует понятие «теория» в самых разных значениях, не придавая большого значения его семантике.

Вадим Радаев, фото: Высшая школа экономики

«Есть теория Габриэля Абенда, которая говорит нам, что нет никакой базовой теории, есть разные значения теории. И предлагает даже не искать общего значения ввиду его бессмысленности. Да, мы действительно употребляем совершенно разные значения. Надо это принять и попытаться классифицировать их для того, чтобы выйти из этого семантического затруднения, — сказал Вадим Радаев. — Основной тезис заключается в том, что многозначность является формой не только понятия теории, но и вообще большинства сложных понятий».

Профессор привел в пример слово «рынок»: «Мы должны разобраться, что такое рынок, но понятие это используется в самых разных значениях. Для кого-то это организованное место торговли, ярмарка выходного дня. Для политэкономии и социологии рынок — это форма хозяйствования. Для экономической теории это совокупность спроса и предложения. Все это является рынком, но сущность разная, и речь идет о разных вещах».

Эксперт сделал оговорку, что здесь не надо искать подлинной сущности этих многозначных явлений, но все-таки трудно обойтись без определения: «Базовые или родовые определения нужны для того, чтобы первоначально хотя бы отделить объект наших рассуждений от того, что заведомо им не является».

Базовое определение теории — это совокупность логически связанных общих утверждений, являющихся рациональными, логическими, верифицированными, проверяемыми, считает Вадим Радаев. «Теория — это способ объяснения непонятного. Сразу возникают некоторые вопросы: а как это верифицируется, как это проверяется и в чем базовая интенция теоретической работы, в чем цель построения работы», — отметил он.

Он привел ряд разновидностей теории. Так, первая из них связана с историей теоретической мысли. Здесь теоретизирование понимается как работа с классическими текстами. Никакого эмпирического подтверждения в данном случае не требуется.

Теория вторая — метатеория, или методология. Она формирует проблемное поле дисциплины, обусловленное тем, что эти базовые категории глубоко противоречивы, и они строятся как противоречивые.

Теория третья связана с выбором общего подхода, с помощью которого далее анализируются разные явления. По сути, это стили мышления, углы зрения, опирающиеся на определенную аксиоматику.

Теория четвертая — это общая теория для широкого круга явлений. Речь здесь идет о выявлении наиболее существенных связей между переменными и их верификации на основе количественных расчетов с возможностью генерализации (перенесения на более широкий круг объектов).

Теория пятая — частная теория для конкретных явлений, которая призвана выявлять причину (условия, факторы) конкретных явлений.

Теория шестая — аналитическая история. Речь идет об изучении определенного явления с целью нахождения существенных связей, в том числе причинно-следственных. Она опирается на качественные методы и служит для того, чтобы осмыслить это явление путем его спецификации.

Теория седьмая — нормативная, или критическая, теория. Ее особенность заключается в том, что в этом способе теоретизирования мы даем объяснение через выявление соответствия или несоответствия нашей ситуации интересам определенных групп и демонстрацию того, кому это выгодно.

Вывод, по мнению ученого, заключается в следующем: нет «правильного» понимания теории, есть лишь абстрактное базовое понятие; есть разные значения теории, они вытекают из базового понятия, но к нему не сводятся; эти значения обозначают разные формы работы — разные цели, способы объяснения и верификации; при обращении к теории необходимо каждый раз уточнять используемое значение.

В качестве дискуссанта выступила доктор экономических наук, профессор департамента менеджмента НИУ ВШЭ, директор Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Галина Широкова. «Нет единого понятия теории. Теория — это относительное понятие и определяется теми социальными практиками, в которых мы участвуем. Социологи, экономисты и управленцы — исследователи менеджмента — зачастую боятся использовать это слово. Либо его используют совершенно непонятным образом», — отметила она.

В свою очередь, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ЛЭСИ, доцент кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Андрей Шевчук считает, что разрешение вопроса, что такое теория, — политическая проблема. «За этими разными делениями стоят группы людей, они делятся своими интересами, и их материальное, символическое положение зависит от ответа на вопрос, что такое теория. От того, как решится этот вопрос, зависит благосостояние этих людей», — подытожил Андрей Шевчук.

Дата публикации: 12.09.2023

Автор: Николай Константинов

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: