В сложившейся геополитической ситуации Сибирь получила ключевую роль: ей предстоит стать драйвером развития экономики страны. Чтобы реализовать эту задачу, нужно изменить механизмы получения социально-экономических эффектов от главного богатства региона — минерально-сырьевой базы. Как сделать Сибирь привлекательной для жизни и работы молодых, креативных и целеустремленных людей, обсуждали участники сессии «Роль Сибири в развороте на Восток», которая прошла в рамках ВЭФ-2023. В дискуссии принял участие профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган.
Стратегия социально-экономического развития Сибирского федерального округа (СФО), утвержденная в начале 2023 года, ставит амбициозные цели по превращению Сибири в центр ускоренного экономического роста и опорный пункт «поворота на Восток», отметил модератор сессии, исполнительный директор Института экономики роста имени П.А. Столыпина Антон Свириденко. Возможно, импульс началу больших перемен в макрорегионе придаст обсуждаемое в обществе создание корпорации развития Сибири. Что необходимо сделать, чтобы превратить Сибирь в регион, привлекательный для жизни и работы молодых, креативных и целеустремленных людей? С этим вопросом он обратился к участникам сессии.
Вице-президент по региональной политике и взаимодействию с органами власти и управления «Русала» Елена Безденежных отметила, что компания рассматривает развитие Сибири и Дальнего Востока в едином ключе, так как регионы неразрывно связаны друг с другом. «Русал» всегда выступал за кластерную систему развития, подчеркнула она. У территории огромный потенциал роста благодаря выходу на страны Азии, которые растут в три раза быстрее, чем государства остальных регионов.
Елена Безденежных, фото: Сергей Отрошко / Фонд Росконгресс
Вместе с тем, помимо привлечения азиатских партнеров к нашим инвестпроектам, нужно устранить существующие препоны. В частности, это большие сроки реализации проектов: на сегодня они составляют не менее 7–8 лет.
Но главная проблема Сибири связана с дефицитом квалифицированных специалистов и малочисленностью населения в целом. «Прирост населения не происходит ни в Сибири, ни на Дальнем Востоке. Нужно строить жилье и инфраструктуру, чтобы сделать эти регионы — а они занимают территориально полстраны — привлекательными для населения», — подчеркнула она.
По ее мнению, хорошими инструментами могли бы стать льготная ипотека для жителей и налоговое стимулирование для бизнеса.
В настоящее время мы не до конца используем возможности, в том числе в налоговой сфере, полагает главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач.
Андрей Клепач, фото: Сергей Отрошко / Фонд Росконгресс
«Нужно серьезно пересмотреть вопрос дифференциации, которая будет касаться и налогов, и финансовых условий. Сибирь дает около 9,5% ВВП страны, при этом доход на душу населения там примерно в два раза ниже, чем в европейской части. По оценкам специалистов, примерно 20% того, что Сибирь создает, она не видит, — то, что реализуется благодаря экспорту через Москву и Питер. А это больше триллиона рублей», — рассказал он.
По мнению Андрея Клепача, определенную часть доходов, которые генерируются в Сибири, можно было бы оставлять в самом регионе, чтобы использовать для развития жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры.
Кроме того, он предложил изменить федеральную программу льготного ипотечного кредитования, сосредоточившись на регионах, где эта проблема наиболее остра, и финансово поддерживать рождение каждого ребенка.
«Развитие Сибири — это не вопрос интересов самих сибиряков, речь идет о том, что опора на Сибирь нужна стране в целом, это плацдарм для экономического прорыва России в будущем», — подчеркнул член Совета Федерации Александр Усс.
Александр Усс, фото: Сергей Отрошко / Фонд Росконгресс
Он отметил, что главное богатство России — это сибирская минерально-сырьевая база. Для изменения структуры экономики и ускорения темпов развития нужно изменить механизмы получения социально-экономических эффектов от этого сырья. В частности, уйти от примитивной схемы «откопали — получили прибыль — положили деньги на счета бенефициаров».
«Нам необходим комплексный социально-экономический эффект, а это значит — разворот сырьевых компаний, которые высокорентабельны в большинстве своем, в сторону высокотехнологических производств, сервиса, создания продукции с высокой добавленной стоимостью. Если этого не будет, люди туда не поедут, какие бы прекрасные дома и бульвары мы им ни построили», — убежден сенатор.
Он добавил, что одной из основных проблем развития региона является плохая транспортная доступность: разговоры о строительстве железной дороги, которая сейчас нужна как никогда, шли много лет.
Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание на приоритетность проектов МСП и проблему миграции. «Дальнейшее развитие невозможно без импорта трудовых ресурсов», — полагает он.
Бизнесу необязательно сильно помогать, главное — не мешать, заявил председатель совета директоров АО «ГК “Титан”» Михаил Сутягинский. В частности, он отметил, что со стороны государства важна последовательность в принятии стратегических решений и чтобы принятые решения затем не менялись.
Развитие Сибири — конкурентная задача, и времени на ее решение не так много, считает генеральный директор консалтинговой компании «Яков и Партнеры» Яков Сергиенко. Все инструменты для этого уже придуманы: Россия может воспользоваться успешным опытом развития отдаленных территорий других стран, в частности Китая.
Евгений Коган, фото: Сергей Отрошко / Фонд Росконгресс
Главная задача государства — научиться слушать и учитывать запросы населения и бизнеса, подчеркнул профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган. Большой и успешный опыт в этом имеется у ОАЭ, которые в 2016 году создали такую структуру, как Министерство счастья, и разработали концепцию счастья, которая строится на тесном взаимодействии государства и граждан. Механизм выглядит просто: чиновники внимательно мониторят потребности общества, анализируют их, а затем обращаются с соответствующими запросами к бизнесу. Возможно, стоило бы создать подобное ведомство и для Сибири.
Эксперт отметил, что и сейчас видит прогресс в действиях государства в этой сфере, но главная проблема — высочайший уровень бюрократии — остается.
Что касается стимулов для инвесторов, то, по мнению Евгения Когана, сейчас будут все активнее использоваться инструменты фондового рынка, привязанные к прибыли компаний, например конвертируемые облигации.
«Чтобы делать бизнес счастливым, нужно давать предприятиям преференции для того, чтобы им было выгодно выходить на рынок и размещать свои акции. Кстати говоря, предприятия уже сегодня это делают, и роль государства — это стимулировать», — пояснил эксперт.
Он рассказал, что этот инструмент успешно используется в Южной Корее, опыт которой могла бы перенять наша страна.
VIII Восточный экономический форум проходит 10–13 сентября 2023 года во Владивостоке на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).