Комитет Госдумы по бюджету и налогам 25 октября рекомендовал парламенту принять в первом чтении проект федерального бюджета на 2022–2024 годы. Научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов, который вместе с ректором РАНХиГС Владимиром Мау принимал участие в заседании комитета, отметил, что бюджет в целом решает задачи, стоящие перед правительством и страной, но необходимо увеличивать расходы на образование, науку, миграционную политику и пр.
По мнению Ярослава Кузьминова, правительство справилось с задачей создать бюджет, который бы предполагал переход от антикризисной политики к политике нормального роста: «Мы считаем, что была сложная задача перед бюджетом этого года, перед правительством — это создать бюджет, в котором был бы переход от антикризисной экономической политики к политике нормального роста. В целом мы считаем, что правительство с этой задачей справилось, но это не значит, что проект идеальный. У экспертов Вышки есть замечания к проекту и предложения».
Ярослав Кузьминов, фото: Высшая школа экономики
Достоинствами нового бюджета Ярослав Кузьминов назвал то, что он предусматривает дополнительные расходы, позволяющие использовать инструмент соцполитики для повышения платежеспособного спроса и стимулирования создания новых рабочих мест. Однако, предупреждает он, при этом остаются определенные риски. В частности, недостаточно внимания уделено теме миграционной политики.
«Если наша миграционная социальная политика будет по-прежнему работать на то, чтобы мигранты консервировали некачественные рабочие места и вывозили заработки из страны, мы не получим ожидаемого роста потребительского спроса», — считает Ярослав Кузьминов. Он полагает, что нужна другая миграционная политика — политика социальной интеграции, которая привлекала бы и закрепляла бы в нашей стране семьи мигрантов в зависимости от того, насколько они социально и квалификационно подходят нашему обществу. Но «бюджет, к сожалению, не показывает ресурсов, направляемых на эти цели», отметил научный руководитель Вышки.
Не уделено в проекте бюджета должного внимания и образованию. По словам Ярослава Кузьминова, в последние годы в аспирантуре КПД «равняется КПД паровоза — 10,5%» и наши деньги «вылетают в трубу». Причина совершенно очевидна: в отличие от советского времени, большое число аспирантов вынуждены параллельно с научной работой зарабатывать на жизнь, «потому что мы платим стипендию меньше прожиточного минимума».
Еще одна проблемная тема: дополнительное профессиональное образование в РФ отстает от развитых стран по охвату взрослого населения в 2 раза — около 25% в России против 45% за рубежом. Объем средств, направляемых в эту сферу, по мнению Ярослава Кузьминова, необходимо увеличивать.
Если говорить о финансировании науки, то показатель внутренних затрат на исследования и разработки остается на уровне примерно 1% ВВП (согласно этому проекту бюджета), притом что сохраняется задача, которую поставил президент РФ Владимир Путин, выйти к 2030 году на 2%. Также, по мнению Ярослава Кузьминова, в новом проекте не предусмотрен дополнительный механизм привлечения средств бизнеса в сферу науки. Например, можно применить к научным организациям университета такой же пакет налоговых стимулов, как к предприятиям IT-сектора. «Дополнительные затраты по налоговому маневру в науке — порядка 80 млрд рублей в год. В том числе налоговые расходы — 66–68 млрд рублей, если предложить цифровую модель, — приводит расчеты Ярослав Кузьминов. — На мой взгляд, это разумная цена за то, чтобы у нас задействовали механизмы нормального финансирования исследований. По нашим расчетам, это даст до 2025 года прирост ВВП порядка 600 млрд рублей в год».
Кроме того, Ярослав Кузьминов отметил, что с завершением кризиса для перехода к политике нормального экономического роста необходимо обеспечить в первую очередь долгосрочную устойчивость региональных и муниципальных бюджетов с позиции их социальных обязательств ЖКХ. «С другой стороны, в этих условиях у бюджета должны быть ресурсы для поддержки инвестиционных проектов, которых почти десять лет уже у половины бюджетов нет», — сказал он, пояснив, что нужно вырабатывать новую модель взаимоотношений между федеральным и региональными бюджетами.
Как считает ректор РАНХиГС Владимир Мау, проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов соответствует текущим вызовам и решает ключевую задачу по борьбе с бедностью, которую обозначил президент. «Это задача сочетания макроэкономической стабильности, устойчивых темпов роста и борьбы с бедностью. Я подчеркиваю, что борьба с бедностью является важнейшим приоритетом этого бюджета, если под борьбой с бедностью понимать не перераспределение денег, а стимулирование роста, который является важнейшим источником преодоления бедности», — сказал он.
Владимир Мау, фото: EdCrunch / Facebook
Одной из важнейших задач макроэкономической политики, по мнению Владимира Мау, является борьба с рисками стагфляции. «Тема одна из важнейших. Дело в том, что из стагфляции выходить сложнее, чем из высокой инфляции. Проблема недопущения стагфляции и риски стагфляции, а это риски, идущие извне, для нас очень важны», — отметил он. На его взгляд, проект федерального бюджета решает эти задачи.
Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, подводя итог обсуждению, поблагодарил Ярослава Кузьминова и Владимира Мау за их экспертное мнение и отметил необходимость более тесного сотрудничества по экспертизе бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. Он также подчеркнул, что проект бюджета финансово обеспечивает все социальные обязательства государства, а также задачи, поставленные в послании президента Федеральному собранию: «Я думаю, что все вне зависимости от политических взглядов прекрасно понимают, в какой ситуации находится страна, экономика. Даже в этой сложнейшей ситуации мы можем констатировать: социальные обязательства государства, все до единого, в бюджете финансово обеспечены».
Фото: iStock