Актуальная модель университета требует формирования партнерских отношений с обучающимися, более тесных контактов с работодателями. А применение полученных знаний предполагается в том числе в социальных проектах, волонтерских организациях. Введенный в этом учебном году модуль «Обучение служением» должен работать на решение этой задачи. В рамках молодежной программы Восточного экономического форума прошла сессия «Новая модель университета: запросы нового поколения», которая была посвящена обсуждению изменений во взаимоотношениях вузов со студентами и территориями.
Модератор сессии, директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев, подчеркнул, что образование стало сквозной темой форума. Важно, что в обсуждении проблем модернизации высшего образования и университетов, в том числе их третьей миссии, участвуют студенты. «Университет не может быть вещью в себе, он должен открываться городу», — сказал он.
Руслан Мифтахутдинов (второй слева), Евгений Терентьев (третий слева), фото: Высшая школа экономики
Евгений Терентьев поинтересовался у заместителя министра науки и высшего образования Ольги Петровой, как использовать молодежь в социальных проектах и в чем проявляется специфика Дальнего Востока.
Ольга Петрова, фото: Алексей Александронок / Фонд Росконгресс
В последние годы третьей миссии университетов уделяется больше внимания, сейчас мы видим примеры «университетов для города», два из которых располагаются на Дальнем Востоке. Сейчас у студентов часто возникает тревога по поводу того, где они могут применить полученные знания, и это применение не ограничивается стажировками и практикой у работодателей, часть студентов выполняют социально важные задачи города и региона. Значимость и нужность — один из заметных запросов студентов, на этой основе строятся программы взаимодействия с партнерами министерства. Отсюда, пояснила заместитель министра, и возник модуль «Обучение служением». Специфика дальневосточных университетов, по мнению Ольги Петровой, заключается в новом формате и содержании образования, повышении значимости региона для привлечения новых студентов, более активной интеграции работодателя в процесс обучения для сокращения срока адаптации выпускников на рабочем месте.
Александр Кайданович, фото: Алексей Александронок / Фонд Росконгресс
Проректор по молодежной политике Дальневосточного федерального университета Александр Кайданович отметил, что университет привлекает обучающихся из всех регионов России: 60% студентов живут не в Приморском крае, в университете учится около 3000 иностранцев. Он считает, что университет должен стать домом для студентов, активно реализовывать социальную миссию. При этом важно понимать, что студенты — не ресурс, а партнеры университета и их запросы требуют внимательного отношения. Случается, говорит проректор ДВФУ, что директору департамента молодежной политики приходится выезжать в кампус посреди ночи для решения проблем. В университете активно реализуется проект наставничества, когда старшекурсники шефствуют над студентами младших курсов. А в рамках третьей миссии проект наставничества реализуется в 17 учреждениях СПО.
«Главный тренд молодежной политики — это доверие: если студенты доверяют, у университета все получится», — подытожил проректор ДВФУ.
Проректор по научно-педагогической, социальной и воспитательной работе Луганского государственного университета имени Владимира Даля Сергей Коваленок поделился таким наблюдением: студенты из регионов, находящихся в зоне вооруженного конфликта, отличаются большей ответственностью, они более инициативны в оказании помощи нуждающимся, в том числе в прифронтовой местности. «Чем тяжелее ситуация в регионе, тем отзывчивее студенты», — сказал Сергей Коваленок. Он рассказал, что 500 студентов луганских вузов отправились добровольцами на фронт, 36 из них погибли.
Ректор Университета «Синергия» Артем Васильев подчеркнул возросшую важность молодежной политики. По его мнению, необходимо научиться слушать студентов, без этого невозможно создать новую модель университета. Модуль «Обучение служением» введен в «Синергии» на всех курсах как обязательная дисциплина. «Мы даем знания и навыки, но этого мало, надо дать возможность применить их до выпуска. Мы больше не башня из слоновой кости, и модуль обучения служением не навязан государством, а отражает запрос от студентов о возможности реализовать свои навыки. За первые две недели у нас собралось больше 120 команд, посмотрим, что получится», — сказал Артем Васильев.
Руслан Мифтахутдинов, фото: Алексей Александронок / Фонд Росконгресс
Председатель Студенческого совета НИУ ВШЭ в Петербурге Руслан Мифтахутдинов обратил внимание на необходимость создания благоприятной психологической среды для студентов и преподавателей. Если у студентов не будет ментального и физического благополучия, ни о каких навыках и их усвоении не может быть и речи, уверен он. Руслан Мифтахутдинов отметил: студентам кампуса чаще всего требуется поддержка психологов и окружающих, с которыми они могут обсудить волнующие их вопросы. «Мы работаем над экосистемой психологической поддержки. Запросы студентов шире формата работы кабинета психолога. Мы работаем с экспертами РАО (Российской академии образования. — Ред.) по обучению волонтеров допсихологической поддержке. Будем смотреть, насколько они мотивированы помогать окружающим. Служить обществу надо уметь, в том числе работать со студентами с повышенной тревожностью и депрессией», — сказал он.
«Вы хотите помочь сами себе, хочется пожелать вам успехов», — откликнулся Евгений Терентьев.
Александр Мачевский, фото: Алексей Александронок / Фонд Росконгресс
Управляющий директор ВЭБ.РФ Александр Мачевский назвал изобретателей формулировки «обучение служением» гениями. Участие в социальных проектах — не разовая акция, а постоянный труд, требующий серьезных навыков, говорит он. Например, стажерам, желающим участвовать в благотворительных программах корпорации, объясняют, что работа в детских домах требует особых компетенций и личных качеств, в том числе стрессоустойчивости. Одновременно важно объяснить стажерам, что в дальнейшем им предстоит передавать собственный опыт.
Евгений Терентьев предложил участникам дискуссии назвать одну-две лучшие практики по воспитанию ответственности. «Ты должен сам стать примером. Мы предпочитаем, чтобы студенты сидели рядом со своими менторами, видели уровень трудового навыка, правильное выстраивание процесса, как удерживать эмоцию. Затем ты должен погрузить их в процесс и передать часть ответственности», — сказал Александр Мачевский.
Управляющий директор — руководитель дирекции академических партнерств Сбербанка Андрей Очеретный подчеркнул, что в обучении важно не только прямое наставничество, но и реверсивное обучение, когда молодой работник знакомит более опытного с передовыми технологиями, на которые тот мог не обратить внимания из-за высокой рабочей нагрузки.
Андрей Очеретный, фото: Алексей Александронок / Фонд Росконгресс
В завершение сессии Евгений Терентьев спросил участников, что, по их мнению, является ключевым в новой модели университета.
По мнению Ольги Петровой, это студентоцентричность, Александр Мачевский назвал университеты «точкой знания». Андрей Очеретный считает важным в новой модели термин «значимый другой», означающий важного для студента человека, Александр Кайданович полагает, что в новой модели наиболее важным будет запрос студента, Станислав Суровцев, проректор по молодежной политике, социальной работе и международным связям Университета МГИМО, уверен, что новая модель потребует соблюдать баланс между новизной и традициями. Руслан Мифтахутдинов считает важнейшей чертой современного университета взаимную поддержку, Михаил Начевский, начальник управления цифровой трансформации Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, рекомендовал вспомнить старое. Сергей Коваленок уверен, что важнейшим компонентом новых университетов будет верность Отчизне, а Сергей Елькин, проректор по молодежной политике Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, — применимость результатов.