Образование в востоковедении сегодня не может ограничиваться подготовкой филологов и историков, уверены эксперты. Назрела необходимость корректировать учебные программы, а также внедрять востоковедение в смежные специальности. Это должно помочь стране обеспечить «разворот на Восток», прежде всего в экономике и бизнесе. О том, как готовить практико-ориентированных специалистов, обсудили участники сессии «Новые смыслы востоковедения: запросы работодателей, бизнес-образование и национальные интересы», состоявшейся в рамках ВЭФ-2023.
«Восточный вектор сегодня является одним из приоритетных направлений развития экономики России», так как «страна совершила разворот на Восток», сказал, открывая работу сессии, ее модератор, проректор по дополнительному образованию Дальневосточного федерального университета Михаил Кривопал. Он отметил, что для решения, с одной стороны, вопросов технологического суверенитета страны, с другой стороны — импортозамещения и развития международных внешнеторговых отношений со странами Азии российской экономике «требуются специалисты с профилем компетенций, который будет учитывать специфику работы с Азией». Поэтому, уверен он, «нам нужны сегодня не только классические востоковеды, но и люди, которые в каждой из прикладных конкретных областей экономики могут быть практико-ориентированными в направлении стран Восточной и Юго-Восточной Азии».
Михаил Кривопал, фото: Александр Черезов / Фонд Росконгресс
Между тем, как показывает недавнее исследование, проведенное Министерством науки и высшего образования и Министерством труда и социальной защиты, на которое сослался Михаил Кривопал, в России только около 30% выпускников вузов по направлению «востоковедение» работают по окончании вузов по специальности, а из 80 образовательных программ с уклоном «востоковедение» только три — практико-ориентированные.
В свою очередь, доцент, профессор, заведующий кафедрой китайской филологии Санкт-Петербургского государственного университета Александр Сторожук считает, что нельзя «изучать китайский язык в отрыве от знания самой страны, ее культуры и традиций, истории и философий, так как для практического применения это не очень подойдет… просто знания китайского языка точно недостаточно для того, чтобы стать специалистом по Китаю». Он видит опасность в том, что огромное количество «вновь образовавшихся так называемых центров подготовки специалистов по Востоку не являются компетентными учреждениями». В большинстве таких центров никакой научной школы нет, но люди, которые идут туда за образованием, не знают об этом. «Они платят деньги и получают диплом, с которым потом ничего не могут сделать, потому что знаний нужных у них нет», — резюмировал Александр Сторожук.
Алдар Дамдинов, фото: Александр Черезов / Фонд Росконгресс
«Мы сейчас обучаем студентов по очень давно принятым стандартам и даем им пусть хорошее, но базовое образование: язык, историю государства и культуру. При этом мы прекрасно понимаем, что практикоориентированность очень важна, когда речь идет об этих странах», — поддержал тему ректор Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова Алдар Дамдинов. Он также выразил надежду, что в ходе большой реформы образования будет найден новый подход в том числе к обучению специалистов по Востоку, но в то же время старая, классическая, традиционная и сильная школа востоковедов будет сохранена.
Академический руководитель магистерских программ «Бизнес и политика в современной Азии» и «Международный бизнес в АТР» НИУ ВШЭ Людмила Веселова также согласилась с тем, что система обучения востоковедению не во всем эффективна. «Мы пытаемся донести до студентов, что язык — это просто платформа, от которой надо отталкиваться и идти дальше, в изучение других аспектов стран Востока», — отметила она. По ее словам, классический подход разделения востоковедения на изучение истории и филологии уже неактуален.
Людмила Веселова, фото: Александр Черезов / Фонд Росконгресс
«Мы на ВЭФ несколько дней подряд говорим о привлечении в Россию инвестиций с Востока, привлечении к нам китайского бизнеса и тому подобном. Но интересно, а кто будет договариваться с китайскими инвесторами с нашей стороны — историки или филологи? Филологи могут только переводить, а историки не владеют никакими компетенциями, связанными с предпринимательством, проведением переговоров, менеджментом и так далее», — обозначила задачу Людмила Веселова. Эксперт считает, что уже давно назрела потребность внедрять востоковедение в смежные специальности и реформировать с учетом этого учебные планы, — «это и сделает востоковедение более практико-ориентированным направлением». При этом она заверила, что никто не собирается отказываться от традиционного образования, «ведь именно благодаря ему у нас есть известные востоковеды, которые делают правильную и полезную работу и углубляют исследования по различным направлениям». «Но нужно понимать, насколько велика потребность в людях, которые будут работать с бизнесом в Азии. Высшая школа экономики первой отреагировала на эти вызовы и в прошлом году реформировала учебный план и объединила две программы: одну востоковедную, вторую — по менеджменту», — поделилась Людмила Веселова.
Мария Захарова, фото: Александр Черезов / Фонд Росконгресс
Мария Захарова, директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ, принявшая участие в сессии, отметила, что знание языка — это необходимый базис и «должны быть определены специальности как надстроечные к языку». «Например, у нас сейчас крайне мало специалистов, которые бы разбирались в юриспруденции стран Азии. Элементарно правильных переводов законов Китая — нашего самого естественного партнера, союзника и соседа, — их нет. И это при том, что у нас вторая по протяженности граница с Китаем», — подчеркнула Мария Захарова.
По мнению руководителя направления «Китай» Московской школы управления «Сколково» Олега Ремыги, для бизнеса необходимы эксперты по трем направлением: во-первых, специалисты-востоковеды с хорошим знанием логистики, умением выстраивать логистические цепочки; во-вторых, финансисты, которые понимают, как проводить платежи и выстраивать отношения с банковским сектором (также они должны разбираться и в юридических вопросах); и третье направление — это технологии. «Нужны востоковеды с хорошим пониманием инноваций, и тут востребован большой спектр профессий — от стартаперов, которые знают, как запускать технологические проекты, до ученых, которые создают что-то новое, могут перенимать опыт западных коллег, создавать с ними какие-то совместные разработки. Китай — давно уже мировая технологическая держава, у которой нам есть чему поучиться», — заключил он.
Наталья Гусевская, фото: Александр Черезов / Фонд Росконгресс
Заведующая кафедрой международного права и международных связей Забайкальского государственного университета Наталья Гусевская рассказала, что в вузе как раз сейчас «пересобирают программу востоковедения»: «У нашего края сама большая по протяженности граница с Китаем и Монголией, и мы видим большой ресурс для развития нашего региона именно в сотрудничестве с этими странами. У нас уже есть масштабные амбициозные международные проекты, которые находятся в различных стадиях реализации. И уже сейчас мы столкнулись с острым дефицитом кадров, которые способны были бы продвигать и развивать эти проекты, выстраивать контакты с Монголией и Китаем».
Александр Кугаевский, фото: Александр Черезов / Фонд Росконгресс
В том, что сегодня с учетом новых геополитических вызовов «нужно создавать новые формы сотрудничества и взаимодействия стран Азии и субъектов РФ, уверен заместитель ректора по аналитической и научной деятельности Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Александр Кугаевский. «В 2022 году наш вуз выступил с инициативой создания российско-азиатского консорциума для проведения арктических исследований. Мы получили очень большой отклик, и наши многие регионы подхватили эту идею, и все больше иностранных государств появляется в этом консорциуме. Идея его состоит в создании механизма для реализации совместной научно-проектной деятельности и формировании образовательных программ, которые нам нужны для получения новых компетенций. И мы ожидаем реальных результатов в этом направлении деятельности», — рассказал он.
Алексей Маслов, фото: Александр Черезов / Фонд Росконгресс
Директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов напомнил, что в ноябре прошлого года министр науки и высшего образования высказал идею, «чтобы сами востоковеды создали и написали программу развития востоковедения, и пообещал, что министерство ее поддержит». И такая, довольно подробная, программа была написана. «Впервые за всю историю России и даже СССР государство приняло профильную программу подготовки специалистов по Азии и Африке — никогда такого не было вообще. В программе предусмотрено создание большого количества лабораторий в университетах и институтах РАН, чтобы привлечь молодежь. Впервые государство приняло решение о стажировке специалистов прямо в странах Азии и решило выделять стипендии на это. Также повышенные стипендии платят теперь тем, кто учится на востоковеда», — рассказал Алексей Маслов. Он добавил, что «подготовка востоковедов — вопрос безопасности России сегодня».