Строгий мир китайского образования: как устроены частные школы в КНР

Фото: iStock
Фото: iStock

Полина Бочкарева работает учителем в одной из московских школ и учится на втором курсе магистерской программы «Педагогическое образование» НИУ ВШЭ. Этим летом она решила направить свои знания в области педагогики на обучение детей в частной школе Китая. С какими сложностями может столкнуться приезжий в этой стране, каковы различия между государственными и частными учебными заведениями Китая, а также чем отличаются российская и китайская системы образования, она рассказала в рамках встречи «Мастерская учителя».

Особенности планирования поездки в Китай

«Еще в январе мне пришла мысль о том, что я хочу попробовать себя в качестве учителя в другой стране», — признается Полина Бочкарева. Выбор пал именно на Китай, так как молодая учительница хотела получить навыки работы в стране, в которой прежде никогда не была.

Работа в китайской системе образования требует от иностранца особой подготовки, отмечает Полина Бочкарева. Базовые советы следующие.

  • Нет содержимого
  • Нет содержимого
  • Нет содержимого
  • Нет содержимого

Разница между частным и государственным

Государственные и частные школы в Китае, как и в любой другой стране, имеют много различий. Одним из ключевых моментов, который и определил выбор Полины Бочкаревой в пользу частной школы, является то, что государственные образовательные учреждения в КНР, как и в России, летом не работают. «Все государственные школы в это время были закрыты, поэтому выбор пал на частную школу», — говорит она.

Учеба на внебюджетной основе для иностранца является наиболее удобным вариантом: частные школы предлагают обучение как на китайском, так и на английском языке. Для поступления на английскую программу сдавать экзамен по китайскому языку не нужно, но математику и английский, как и в государственных школах, сдать необходимо.

Один день китайского школьника

Система обучения в китайской школе отличается от российской.

Так, рабочий день учителя в Китае начинается в 7:50 утра и длится до 18:00. И так с понедельника по субботу. Это правило действует как в частных, так и в государственных школах. «Если у тебя первый урок начинается в 12 часов дня, то ты все равно приходишь утром», — рассказывает Полина Бочкарева. В российских школах строгой привязки ко времени нет: начало рабочего дня учителя зависит от того, во сколько начинается его первый урок.

Пропускная система для сотрудников в китайских школах также довольно строгая. Вход на работу — по Face ID. Данная норма направлена на предотвращение случаев с прикладыванием чужих пропусков, а также связана с контролем за соблюдением норм рабочего времени.

Фото: iStock

Перемены в китайской школе в среднем длятся 10 минут, а уроки — 1,5 часа. Из-за таких правил китайские школьники меньше взаимодействуют друг с другом и больше погружены в учебу. Подобная система касается не только старшеклассников, но и учеников младших классов.

Китайским школьникам не разрешается находиться в кабинете до начала занятия. Учителю тоже. Они заходят в класс вместе по звонку, и тут же начинается урок.

За счет таких требований, по мнению Полины Бочкаревой, у школьников Китая вырабатывается особая дисциплина, которая прослеживается на протяжении всего периода обучения.

Сама система образования в КНР очень сильно отличается от европейской за счет строгости и серьезного отношения к получению знаний с младших классов. И хотя подходы частных и государственных школ в некоторых деталях могут различаться, требовательность по отношению к детям и сотрудникам со стороны данных учреждений одинаковая, подчеркивает Полина Бочкарева.

  «Мастерская учителя» — это пространство обмена опытом для магистрантов, выпускников программы и партнеров, запущенное Институтом образования НИУ ВШЭ. В рамках проекта проводятся онлайн-встречи для обсуждения актуальных тем и практических рекомендаций. Гостями мастерской становятся эксперты, учителя, ученые, представители EdTech-индустрии, а также магистранты института, которые готовы делиться практическими результатами своей исследовательской и проектной работы.  

Дата публикации: 11.10.2023

Автор: Дарья Володина, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: