Поиск работы, соответствующей компетенциям и индивидуальным особенностям соискателя, — сложная задача, требующая детального учета требований работодателей, уровня специальных навыков и готовности потенциального работника к обучению и профессиональному совершенствованию. На объединенном научном семинаре стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» представлен доклад «Навигатор профессий и навыков — интеллектуальный инструмент поддержки принятия решений на рынке труда».
Модератор семинара, директор Центра развития навыков и профессионального образования НИУ ВШЭ Вера Мальцева, отметила: на семинаре представляется важное прикладное исследование, предлагающее вести работу по профориентации на доказательных принципах. Старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ, заместитель проректора Павел Травкин подчеркнул, что на семинаре представлены первые результаты проекта, рассчитанного на несколько лет.
Павел Травкин, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
В нынешней ситуации дефицит квалифицированных работников сочетается с несоответствием их навыков требованиям рынка труда, говорит заведующий Международной лабораторией экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ в Перми Петр Паршаков. Авторы работы стремятся разработать инструменты помощи соискателям IT-профессий, пояснения, какие навыки им надо прокачать для эффективного трудоустройства.
Петр Паршаков (слева), фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Докладчик сообщил: данных о вакансиях и требуемых навыках много, они большей частью открыты и не полностью структурированы, поэтому их обработка требует применения статистических методов и методов машинного обучения.
Он пояснил, что имеющихся справочников недостаточно: например, путеводитель портала hh.ru сформирован только по его данным и охватывает лишь 44 специальности IT-индустрии, в нем указаны исключительно профессиональные навыки и нет функции поиска работы по имеющимся компетенциям.
Созданный в Томском госуниверситете портал «РосНавык» учитывает универсальные и профессиональные навыки, в нем представлены очень широкие группы профессий и отсутствует детализация по их уровням (старший/младший), поэтому пользователю непросто найти работу, соответствующую его навыкам.
Авторы проекта НИУ ВШЭ стремились изучить навыки из вакансий и разработать рекомендации для текущего поиска работы и получения новых компетенций, которые облегчат трудоустройство.
Петр Паршаков пояснил: в базе объединены данные порталов hh.ru и «Работа России», где размещены разные вакансии (всего 615 000 за 2015–2022 годы), в том числе в бюджетной сфере. Сочетание двух непохожих баз, а также учет латентных навыков (не указанных в вакансии, но подразумеваемых) дает значительный эффект. По его мнению, впоследствии подобные путеводители можно разработать и для других профессий.
Чтобы определить ключевые компетенции, использовались модели для перевода. Авторы проанализировали более 432 000 написаний вакансий, после их очистки от опечаток и разных написаний были определены 207 профессий, составляющих 75% вакансий. Также по стажу и требованиям были выделены 560 профессий с уровнем junior/middle/senior. Они были объединены в словарь профессий. Одновременно был создан словарь навыков из 1342 единиц, включивший профессиональные, мягкие и латентные навыки.
Кроме того, выявилась неоднородность компетенций в зависимости от уровня вакансии: например, востребованность навыков программирования PHP для сотрудников уровня senior выше, чем для middle и junior, тогда как востребованность навыка HTML для первых, напротив, снижается.
Фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Также неоднородными оказались навыки для разработчиков Java и PHP. Высока вероятность, что при смене специализации соискателю придется переучиваться и овладевать новыми компетенциями.
Сотрудники НИУ ВШЭ изучили, в каких профессиях востребованы отдельные навыки. Например, навык SQL пользуется наибольшим спросом на позициях инженеров баз данных и администраторов SQL, не предполагающих существенного карьерного роста, а также аналитиков (уровень middle).
Также был создан телеграм-бот для поиска вакансии: соискатель может набрать желаемую должность и ее уровень, после уточнения бот направляет претенденту список необходимых ему навыков. Также бот ищет по имеющимся у соискателя навыкам подходящие должности. Кроме того, в боте реализована функция вывода дополнительных навыков, которые соискателю необходимо получить для занятия желаемой позиции.
«Мы набили много шишек, пока делали словарь, поняли, что работает, а что нет, и мы хотим это масштабировать на другие сферы, которые существенно отличаются от IT. Нам нужно делать что-то работающее автоматически и одновременно сохранить сферу экспертного контроля, поскольку мы видим, что отдельные элементы не сработали», — сказал Петр Паршаков.
Словари вакансий и навыков позволяют объединить близкие профессии, изучить, как требования рынка сочетаются с планами подготовки в вузах и учебных центрах. Исследование, по его словам, показало существенные различия между требованиями рынка и предложением. Например, сейчас не так часто появляются вакансии с требованиями знания языка Python.
«Это будет полезно для ищущих работу, для образовательных организаций, а также Минтруду и Роструду», — резюмировал Петр Паршаков.
Дискуссант, проректор по экономике и стратегическому развитию Уральского федерального университета Даниил Сандлер, рассказал, что УрФУ готовил похожий проект на основе антологии навыков и требований рынков, но его результаты не вызвали серьезного практического интереса. Он лишь отчасти помог вузам в формировании образовательных программ. «Мы проскочили мимо», — посетовал Даниил Сандлер.
Даниил Сандлер (по видеосвязи), фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Дискуссант предположил: потенциальные работники реагируют на изменения требований рынка труда быстрее, чем ученые обрабатывают массивы информации о вакансиях и чем меняются образовательные программы. В этой ситуации вузы могут оказаться в зависимом положении от части работодателей, которые обещают читать курсы в университетах и трудоустраивать «своих» выпускников. «Вопрос — как быстро информация может быть использована вузом или кем-то еще», — сказал проректор УрФУ.
Он также обратил внимание на важность определения потенциальных потребителей словарей вакансий и профессий и сложность встраивания такой базы в управленческий контур, а также механизма принятия решений на основании созданных баз.
Директор Международного центра анализа и выбора решений НИУ ВШЭ Фуад Алескеров похвалил авторов за работу, проделанную при обработке больших данных, и поинтересовался, можно ли сочетать исследование вакансий и предложения на рынке труда.
Фуад Алескеров, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Петр Паршаков пояснил: задача усложняется закрытостью резюме, они, в отличие от вакансий, являются платным ресурсом. Павел Травкин добавил, что некоторое время назад hh.ru прекратил открытый доступ к резюме, создал свой сервис оценки навыков персонала и свою академию, где переобучают или повышают квалификацию потенциальных работников.
Заведующий Лабораторией цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов поинтересовался, как в работе оценивались мягкие навыки, особенно для высокопоставленных сотрудников, и вероятность разного понимания компетенций, подразумеваемых работодателями под той или иной специальностью.
Петр Паршаков пояснил, что у работников уровня junior оценивалась в первую очередь грамотность, а у senior — навыки коммуникации. Павел Травкин добавил: авторы убирали навыки с непонятным содержанием, например «выполнение поручений руководителей», или данные, не добавляющие информации соискателям.
Сергей Рощин (справа), фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Заведующий Лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ, проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин считает, что исследование следует рассматривать в сочетании с рынком труда. «Мы обсуждаем, куда идем. Призываю всех относиться к работе как к модели самолета, продуваемой в аэротрубе, и не спрашивать заранее, сколько будут стоить билеты на еще не построенный лайнер», — сказал Сергей Рощин.
Директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев отметил: подготовленный доклад создает задел для интересного продукта, который совместно рассматривает мягкие и профессиональные навыки. «Размечать жесткие навыки легче, чем мягкие, и они могут восприниматься в разных контекстах в разных вакансиях. Вопрос также в качестве информации и в том, как вытащить, работают учебные программы или нет на их развитие», — сказал Евгений Терентьев. По его мнению, важно изучить сочетание требований рынка с их пониманием соискателями в разных отраслях. «У нас может возникнуть необходимость учитывать специфику разных областей. Возможно, нам нужна будет встреча с экспертами для тестирования моделей», — подытожил директор Института образования НИУ ВШЭ.
Евгений Терентьев, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
В обсуждении доклада также приняли участие директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ Алексей Масютин, заведующий Лабораторией непрерывного образования взрослых Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов, ведущий научный сотрудник Института образования Андрей Захаров, ведущий эксперт Лаборатории управления школой Наталья Исаева, ведущий научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Светлана Бирюкова, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований Юлия Белова и аналитик НИУ ВШЭ в Перми Александр Михайлов.
В завершение семинара Петр Паршаков поблагодарил дискуссанта и участников обсуждения за ценные предложения. «Большое спасибо за отклик. Сейчас службы персонала переходят от психологии к работе над большими данными и анализу текстов, и это нас вдохновляет», — подытожил он.