На днях аналитическая группа под руководством профессора НИУ ВШЭ, руководителя отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерины Энтиной выпустила доклад «Быть на голову выше всех: Россия 30 лет спустя». Авторы попробовали ответить на вопросы, которые ключевым образом будут влиять на положение России в мире и возможность реализации ее амбиций уже в самое ближайшее время. О том, что нужно России для того, чтобы она была эффективной, и как стать на голову выше всех, Екатерина Энтина рассказала в своей колонке для HSE Daily.
Нужно ли в постковидном мире пытаться восстановить прежние социальные связи и экономические подходы или выгоднее строить новые? Какие союзники и союзы нам нужны? Что дает России статус поставщика глобальной и региональной безопасности? Как за 30 лет изменились региональные приоритеты российской внешней политики? Нужна ли контригра в отношении Запада и какая? Можно ли объединить все экономически и политически активные слои России установкой «быть на голову выше всех»?
Наш ответ на эти вопросы концептуальный. Мы не ставили целью детально осветить все факторы, от которых зависит развитие современного мира и нашей страны. Отталкивались от осознания, что в ценностном отношении наш мир сильно деградировал. Для России, не отрицая огромные риски дальнейшей атомизации и индивидуализации общества, парадоксальным образом такое мировое состояние открывает множество возможностей. Поэтому особенно важно, чтобы внешняя политика была умной и выверенной.
Что нужно России для того, чтобы она была эффективной?
Во-первых, понимание реальности, в которой мы живем. Чтобы не принимать желаемое за действительное. Не тешить себя иллюзиями. Не поддаваться на обман мифов, которые мы выдумываем, а потом в них сами же начинаем верить.
Во-вторых, четкое определение национальных интересов. В этом плане необходимо иначе формулировать целеполагание внешней политики. Формула «внешняя политика должна создавать благоприятные условия для внутреннего развития» — это не для великих держав. Для таких, как наша страна, цель внешней политики должна заключаться в формировании окружающего нас мира. Кирпичики этого мира — пока еще слишком медленно создаваемое Всеобъемлющее (Большое) евразийское партнерство, ЕАЭС, ШОС, БРИКС, ООН.
В-третьих, правильная оценка ресурсов, которыми мы располагаем. Осознание тех ограничений, которые нельзя не учитывать. Умение видеть международные процессы глазами наших союзников, партнеров, конкурентов и противников.
Смазанные контрмеры по противодействию пандемии и вызванный этим второй глобальный экономический кризис поставили под сомнение ранее существовавшие представления о прогрессе, развитии, мировой политике и экономике. Из сложившейся ситуации может быть сформулирован радикально иной тезис: войны, конфронтация, сдерживание и сотрудничество — все классические политики доказали свою несостоятельность. Возникший идейный и духовный вакуум чреват дальнейшей деградацией на глобальном уровне. Вместе с тем главной ипостасью постковидного мира становится превалирование тенденций регионализации над императивами глобализации. Оно находит выражение, с одной стороны, в отчуждении государств, входящих в различные регионы, друг от друга, с другой стороны — в спонтанном усилении роли и влияния региональных лидеров. Все сосредотачивать в пределах национальных границ крайне затратно, кроме того, такой подход может снизить рентабельность и конкурентоспособность. Значит, в условиях постпандемической реальности принципиальным для всех государств, которые делают ставку как на мировое лидерство, так и на проведение независимой внутренней и внешней политики, становится вопрос о союзниках, их круге, характере и о том, какими должны быть союзнические отношения в новую эпоху.
Фото: iStock
Поэтому России важно продолжить формирование своего большого региона, способного конкурировать с другими, и не допустить появления новых и углубления спровоцированных извне уже обозначившихся разделительных линий и возникновения новых конфликтогенных зон ни в Европе, ни в Азии. Для России регионализация должна означать плавный, но стремительный переход от консолидации и укрепления межгосударственных союзов к формированию союзов обществ.
Потенциально они есть. Тем не менее, чтобы с ними реализовались по-настоящему союзнические отношения, Москве необходимо пересмотреть свое восприятие союзов. Уже в течение 30 лет она безуспешно пытается их строить на сугубо межправительственной основе и зачастую прислушивается к тем, кто убеждает, что для решения конкретных задач временные конъюнктурные объединения выгоднее. Может быть, постоянные союзы действительно обременительны, однако для решения этого вопроса надо рассматривать каждый случай отдельно.
В действительности России нужны союзы обществ с единым гражданским политически активным населением, хорошо понимающим, насколько выгодно и перспективно взаимное обогащение культур, общим средним классом и предпринимательской элитой, научившимися пользоваться колоссальными преимуществами объединения. Такие союзы должны служить одновременно зародышем, слагаемым и основой для более широких объединений и коалиций мягкой интеграции, включающих в себя максимально широкий круг государств, которые заинтересованы в соразвитии, невмешательстве во внутренние дела и сохранении своего исторического «я».
Для того чтобы такой подход удался и принес самому российскому обществу несоизмеримо больше выгод, Москве важно максимально органично вписать российское общество в общемировой тренд построения экономики человека как экономики нового типа. Суть ее в индивидуализации производства и потребления, предоставления услуг, социализации, досуга, творчества. В какой-то степени российское общество к этому готово.
За последние 30 лет индивидуализм стал основным кредо и важнейшей отличительной чертой жителя страны, но этот индивидуализм в определенной степени негативный: его подстегивали память о распаде СССР и стремление отгородиться от прежних стереотипов и ограничений. Сегодня он может заиграть совершенно другими красками. Новый индивидуализм будет диктовать сфере товаров и услуг, что, как и в каком количестве производить и как встраивать отдельного человека в производственные цепочки. Он станет основным кредо дизайнерской деятельности в широкой гамме услуг — от индивидуального пошива до строительства изящных, непохожих друг на друга зданий. Будет обуславливать то, какой отдых, где и в каких формах каждый выбирает под себя, свои вкусы и предпочтения. Это огромный и совершенно новый рынок, построение которого одновременно и вызов, и уникальная возможность самореализации как для жителей России, так и для всего мирового сообщества.
Именно поэтому национальная идея «быть на голову выше всех», которая положена в основу доклада, важна не только сама по себе. Она необходима для перевода экономики на новую технологическую платформу, позиционирования России в мире в качестве общества-лидера и формирования плодотворной связки «современное общество — конкурентоспособный бизнес — эффективное государство».
Полный текст доклада доступен на сайте Российского совета по международным делам.
Фото: Высшая школа экономики