Российские граждане стали более осознанно подходить к своим покупкам. За последний год каждый пятый хотя бы раз отказывался от потребления того или иного товара по неэкономическим причинам, показал опрос НИУ ВШЭ. Чаще всего «нет» покупкам по экологическим, социальным и политическим причинам говорили люди в возрасте от 18 до 24 лет. Реже всего убеждения выше потребления ставили пожилые граждане старше 65 лет.
От покупки нужных товаров по экологическим, социальным и политическим причинам хотя бы раз за последний год отказывались 17% участников онлайн-опроса «Повседневные практики населения: потребительский выбор и бюджеты времени», проведенного НИУ ВШЭ летом 2021 года. О таких прецедентах заявили 29% опрошенных в возрасте 18–24 лет. Для сравнения: в группе респондентов 25–34 лет доля отказывавшихся значительно ниже — 19%. В других возрастных группах таких еще меньше: из числа респондентов старше 65 лет только 13% отказывались от покупок по неэкономическим причинам.
Наблюдаемый тренд связан с различиями между поколениями. Есть исследования, которые показывают сильную разницу в принципах потребления между поколениями Z, Y и X, и они отчасти пересекаются с возрастными категориями исследования ВШЭ, отмечает доцент факультета социальных наук и факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Ольга Логунова.
«Молодое поколение осуществляет более осознанный выбор», — отмечает эксперт. По ее словам, молодые люди лучше информированы о возможностях рынка. Одной из причин, влияющих на молодое поколение, может быть связь между исследуемой группой и контентом, который она потребляет. Речь идет не о технической доступности тех или иных платформ для людей среднего и пожилого возраста, а о привычках и общих жизненных ориентирах разных возрастных групп, рассуждает Ольга Логунова.
Только 29% опрошенных сразу совершают покупку, если им понравилась какая-то вещь. Большинство участников опроса — 85% — перед крупной покупкой, например, техники всегда изучают как можно больше информации о ней. При этом 51% респондентов нравится покупать товары у социально ответственных компаний, а 37% обращают внимание на экологичность товаров.
В целом последние пять лет заметно усиление тренда на осознанное потребление. «Это хорошо коррелирует с экологической повесткой, изменением климата и экоактивизмом», — подчеркивает Ольга Логунова.
В то же время нельзя говорить о том, что потребитель, отказавшийся от покупки по неэкономическим причинам, обязательно задумывается об экологии, замечает доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Сергей Давыдов. Причины могут быть более личными и даже эмоциональными. Например, человек зашел в магазин, а там грязно, и он может считать это экологической причиной, что не совсем корректно.
Социологический онлайн-опрос «Повседневные практики населения: потребительский выбор и бюджеты времени» проводился НИУ ВШЭ с 15 июня по 1 июля 2021 года. В анкетировании приняли участие около 5 тысяч россиян старше 18 лет, имеющих доступ к сети Интернет. Квотное распределение респондентов соответствует распределению интернет-аудитории в России. Респондентов просили оценить, как изменились их повседневные практики за последние 12 месяцев.
Фото: iStock