Каждый год на свалку, по данным Росстата, попадает до четверти купленных россиянами продовольственных продуктов. Почему там оказываются миллионы тонн еды, как ученые объясняют поведение людей и кто в России практикует фудшеринг, разбирались участники семинара Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.
Из магазина — в мусор
Профессор департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Марина Шабанова обратила внимание в своем исследовании на то, что у подавляющего большинства россиян сохраняется отрицательное отношение к выбрасыванию продуктов как по этическим, так и по экономическим соображениям. 92% россиян считают, что бережное отношение к еде было привито им с детства, 85% согласны с тем, что выбрасывать еду — значит тратить впустую семейный бюджет.
Причем количество людей, относящих еду на свалку, снизилось в последние годы. Эксперт сослалась на данные ВЦИОМ: по сравнению с 2008 годом в 2020-м количество россиян, которые заявляют, что не выбрасывают продукты, выросло с 36 до 52%. «Причинами такой динамики может быть падение доходов, в том числе из-за пандемии, а также рост экологической осознанности российских потребителей», — полагает исследователь.
Хотя 76% россиян убеждены, что выброшенная еда приносит вред окружающей среде, а 40% респондентов заявили о сильной озабоченности проблемой мусора, отрицательной связи между экологической осознанностью и активностью выбрасывания исследователи не выявили. В общественном сознании пищевые отходы только косвенно влияют на проблему мусора. «Все ведь разлагается» — такой логикой руководствуются россияне, и это свидетельствует об отсутствии налаженной информированности, отмечает Марина Шабанова.
Треть россиян не видит в выброшенной еде серьезной проблемы, и высокие доходы здесь ни при чем. По статистике, пятая часть россиян, которые время от времени выбрасывают продукты, имеет доходы ниже среднего. Отвечая на вопрос о ключевых жизненных ценностях, 42% активных «выбрасывателей» выбрали новые впечатления и активную, яркую жизнь. Среди людей, реже выбрасывающих еду, чаще встречаются те, кто больше ценит материальный достаток и благосостояние семьи.
Чаще всего продукты питания выбрасываются потому, что люди не успевают съесть их до истечения срока годности. С учетом продовольствия, которое портится в розничных магазинах, ежегодно в России выбрасывают около 17 млн тонн продуктов.
Низовая мобилизация
Некоторые россияне стараются все же не выбрасывать еду, «спасают» ее разными способами. Например, замораживают или перерабатывают продукты, а также кормят ими домашних животных.
В последние 5–6 лет получило распространение социальное движение фудшеринга. Оно наиболее популярно у самых активных «выбрасывателей» — людей в возрасте от 18 до 30 лет. Эта практика появилась и стала трендом во многом благодаря современным информационным технологиям.
Фудшеринг (англ. food — еда, sharе — делиться; совместно использовать) — это практика распределения продуктов питания с коротким или истекающим сроком годности между участниками единого сообщества с помощью специальных организаций или онлайн-платформ. Зародился в Германии как способ предотвращения образования пищевых отходов, считается признаком экономики совместного потребления.
На сегодняшний день «спасение еды» через социальные сети практикуют 6,5% россиян. Доцент кафедры экономической социологии, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Елена Бердышева видит в фудшеринге потенциал для развития гражданского общества, называя его низовой мобилизацией.
Такая низовая мобилизация локальных потребительских сообществ в России может опередить государственные институты в решении проблемы пищевых отходов, полагает эксперт. «Инфраструктурно мы не там же, где они [западные страны], но зато общество движется быстрее», — считает она.
Концепции и методологии
В настоящее время существует несколько научных методологических концепций, в рамках которых в современной науке принято рассматривать проблему выбрасывания еды и пищевых отходов. Так, концепция «мотивация — возможности — способности» помогает понять, почему вообще люди выбрасывают еду. Аспект мотивации включает в себя ценности, установки, субъективные нормы; он особенно тесно связан с культурным контекстом той или иной страны. Например, стремление проявить гостеприимство, позиция гедонизма в отношении питания могут привести к дополнительным отходам, в то время как вегетарианство, большая озабоченность климатическими проблемами, наоборот, — к сокращению их количества.
Возможности отражают институциональные и физические ограничения среды: доступность магазинов, нехватка оборудования для хранения продуктов, отсутствие времени на приготовление еды из-за быстрого темпа жизни. Способности, в свою очередь, включают кулинарные навыки, умение потребителей правильно планировать покупки, а также ориентироваться в этикетках и маркировках на упаковке.
При этом принятие решения по выбрасыванию еды часто носит ситуативный и непреднамеренный характер. «Это не то что люди плохие. Просто итоговое решение — это балансирование между самыми разнообразными стремлениями», — подчеркивает профессор Марина Шабанова.
Концепция распределенной ответственности говорит о том, что проблемой отходов должны заниматься все — как производители, так и потребители. «Нельзя все сваливать на отдельного потребителя», — уверена Марина Шабанова. Как показали зарубежные исследования, на количество выброшенной еды влияют даже упаковка или размер тарелок в отелях.
Работа с мусором и отходами многим кажется неприглядной, но, как оказалось, она может быть многоаспектной, противоречивой и при этом общественно важной, заключила эксперт.
Фото: iStock