Уровень информированности об НКО выше в крупных городах, а население больше вовлечено в практики гражданского общества. В 2023 году по стране показатель информированности вырос до 80%, при этом степень доверия к некоммерческим организациям со стороны россиян не меняется с 2020 года, оставаясь на уровне 54%. Почему так происходит, как привлекать людей в некоммерческий сектор и повышать доверие, рассуждает директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики Ирина Мерсиянова.
Информированность и вовлеченность
В ходе дискуссии «Отношение населения к российским НКО: что изменилось за 15 лет», организованной НИУ ВШЭ в центре «Благосфера», Ирина Мерсиянова представила данные 18-й волны мониторинга Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики.
Согласно данным мониторинга, в 2023 году 80% взрослых россиян утвердительно отвечают на вопрос, знают ли они или слышали ли о некоммерческих организациях (НКО) или гражданской инициативе хотя бы одного вида в своем населенном пункте. «Понятно, что эти данные тянут за собой другие интересные закономерности, связанные с тем, что в крупных городах, естественно, выше уровень информированности о некоммерческих организациях и гражданских инициативах», — поясняет Ирина Мерсиянова.
Чем выше число людей, проживающих в крупных городах, тем выше уровень информированности об НКО в регионе, а население «краше» с точки зрения вовлеченности во все практики гражданского общества. «Потому что крупногородское население — это более образованные люди, более ресурсные, с большей включенностью в социальные сети. Это не научное открытие, сделанное вчера, это мы заметили еще в самом начале нашего мониторинга», — пояснила Ирина Мерсиянова.
Любопытно, что по сравнению с 2022 годом доля информированных россиян выросла на 4 п.п., а последние 15 лет этот показатель колебался от 71 до 85%.
Мониторинг состояния гражданского общества — флагманский проект Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, в рамках которого с 2006 года проводятся всероссийские исследования. У мониторинга два магистральных направления — опросы населения и исследования НКО.
Задача всероссийских опросов — охарактеризовать отношение населения к институтам гражданского общества, то, как население вовлекается в практики гражданского общества: волонтерство, денежные пожертвования, самоорганизация по месту жительства и другие. Вопросы при этом касаются не только НКО, но и так называемых общественных инициатив.
Если рассмотреть информированность уже по видам НКО и гражданских инициатив, то выяснится, что стопроцентного показателя нет ни для одного из них. «Это очень распространенный тезис о том, что организации инвалидов есть везде. А где тогда у них стопроцентные информированности по территории всей нашей страны?» — приводит пример Мерсиянова. Та же ситуация и с профсоюзами: «В 2006 году нам казалось, что профсоюзы все должны знать». Но и тогда уровень информированности о них не достигал 100%, а со временем еще больше снизился.
Сама эксперт признается, что воспринимает мониторинг как «важнейший инструмент гражданского просвещения и образования»: когда респондент проходит анкету от начала до конца, он неизбежно получает новые знания о некоммерческом секторе.
Слайд из презентации Ирины Мерсияновой
Говоря об источнике знаний людей об НКО, эксперт выделяет роль интернета. А вот доля тех, кто узнал об НКО, потому что сам получал какую-либо помощь, не меняется, хотя государство и делает многое для того, чтобы вывести НКО на рынок услуг в социальной сфере. «Потребителю, вероятно, все-таки важно просто получать услуги. Понятно, что он не встречает своего поставщика услуги с пакетом учредительных документов, вооружившись знаниями Гражданского кодекса», — рассуждает Мерсиянова. По этой же причине вопрос об информированности формулируется не через осведомленность об НКО в целом — в таком случае он бы проверял лишь определенный уровень знаний.
Доверять и верить
В 2023 году уровень доверия россиян к НКО фактически не изменился по сравнению с 2020-м. Последние годы этот показатель держится на уровне 54%. Хотя были и периоды спада. Например, в 2015 году в России началась реализация закона об иностранных агентах и вокруг НКО создался соответствующий информационный фон. Позже наложился еще один фактор: благотворительным фондам пришлось бороться с мошенниками. «По меркам социологов это была страшная история, потому что невозможно было включить телевизор без рассказа о том, что поймали очередной фонд-мошенник», — вспоминает Мерсиянова.
Слайд из презентации Ирины Мерсияновой
Вместе с доверием в 2015 году снизился и уровень информированности. Именно уровень доверия к НКО, а не информированность является базовым показателем, отражающим отношение россиян к НКО. «Если люди не доверяют, они на всякий случай об этом и не говорят, когда к ним приходят интервьюеры», — констатирует эксперт. По этой причине не будет работать формула «чем больше знают, тем больше доверяют». «Надо, если говорить с каждым благотворительным фондом, находить какую-то золотую середину в отношении близости к своей целевой аудитории», — уверена Ирина Мерсиянова.
Для того чтобы наращивать доверие, нужно создавать ситуации взаимодействия между населением и объектом, по отношению к которому нужно сформировать положительную установку, считает Ирина Мерсиянова. «У фондов, которые работают не только с денежными пожертвованиями, но и с волонтерами, самые лучшие перспективы с точки зрения собираемости денег в будущем, потому что они создают процесс непосредственного взаимодействия с собой», — привела пример эксперт.
Несмотря на то что в России уровень доверия в целом невысок, говорить о его кризисе не приходится. В то же время сектору не стоит успокаивать себя тем, что доверие на низком уровне не только к нему, но и к коммерческим организациям. «Половина Гражданского кодекса в лице коммерческих организаций себя прокормит, а сектору жить, его воздух — это доверие», — отмечает эксперт, добавляя, что переломить социокультурную атмосферу можно только за счет работы на микроуровне.
Каждый четвертый взрослый россиянин (27% от числа опрошенных) участвует в деятельности хотя бы одной некоммерческой организации. Чаще всего это организации, связанные с защитой имущественных или рабочих прав и интересов: садовые и дачные товарищества (8%), профсоюзы (7%) и товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы (4%). Женщины чаще, чем мужчины, вовлекаются в деятельность НКО (30% против 22%).
Наиболее распространенная форма взаимодействия с некоммерческими организациями — участие в качестве члена (11% опрошенных). 8% респондентов участвуют в собраниях и конференциях, проводимых НКО, 7% трудились в качестве волонтеров на безвозмездной основе, 6% делали денежные пожертвования. 40% говорят, что хотели бы принимать участие в деятельности местных некоммерческих организаций и инициатив в ближайшие 2–3 года.
«Мы набираем 44% взрослых россиян, которые готовы деньгами поддерживать НКО хотя бы одного вида. Потенциал реально очень высокий. Еще 37% россиян готовы быть добровольцами в НКО. Только спускаясь на микроуровень, переставая тешить себя мыслями о том, что можно решить проблемы всего сектора, можно добиться таких успехов», — резюмирует Ирина Мерсиянова.