Из огромного количества инновационных проектов, рожденных талантливыми и креативными учеными, до рынка доходит не более 10%. При этом большинство успешных проектов создаются вузами в коллаборации с бизнес-компаниями. Перед началом работы над проектом следует задать себе главный вопрос: сделает ли моя разработка чью-то жизнь лучше? Если нет, не стоит и пытаться. Об этом шла речь на вебинаре ВШЭ «Коммерциализация наукоемких разработок», который проводился в преддверии одноименного курса ДПО.
Под коммерциализацией наукоемких разработок может подразумеваться получение любого дохода от научной деятельности, будь то продажа лицензий, выпуск наукоемкого продукта или оказание научно-консультационных услуг, пояснил старший преподаватель Школы инноватики и предпринимательства ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Управление инновационным бизнесом» Андрей Цымбал. Создание любого продукта из тех, что нас окружают, предваряют длительные фазы фундаментальных и прикладных научных исследований. Затем наступает стадия опытно-конструкторских работ, где создается образец будущего продукта. Это переходит в стадию испытаний и пилотируется, оттачиваются характеристики продукта, а если необходимо, происходит сертификация. И лишь потом наступает фаза промышленного выпуска продукции.
«Процесс коммерциализации наукоемких разработок непрост. Как для любого другого товара, здесь также нужен маркетинг и выстраивание продаж. Для каждой фазы необходимо привлекать инвестиции, работать с командой и документацией. При этом возникают различные риски: технологические (когда технология не работает), экономические (продукт не нужен), юридические (вопросы интеллектуальной собственности), человеческий фактор (сплоченность команды) и другие», — рассказал Андрей Цымбал.
Он привел несколько примеров подобных проектов. Так, один из самых крупных проектов последних лет — разработка вакцины «Спутник V». Хоть она и была бесплатна для жителей России, эту научную разработку оплатили, выпустили на рынок — в том числе зарубежный — и масштабировали, всячески продвигая ее использование. По данным Роспотребнадзора, к 28 июля 2021 года полный цикл вакцинации этим препаратом прошли около 20 млн россиян. В 2020–2021 годах был заключен ряд соглашений с иностранными компаниями о производстве «Спутника V» за рубежом — в Индии, Китае, Бразилии, Мексике, Египте, Иране, Италии, Южной Корее, Аргентине, Казахстане, Белоруссии, Сербии, Турции, Вьетнаме и других странах.
Еще один, менее масштабный пример — экзоскелет для медицинской и социальной реабилитации ExoAtlet, который позволяет ускорить процесс реабилитации и повысить качество жизни пациентов с локомоторными нарушениями. Продукт принял участие в клинических исследованиях более чем в 20 медицинских учреждениях России и Южной Кореи, в которых с 2015 года участвовало около 600 пациентов.
Андрей Цымбал рассказал, что принято различать две модели инновационного процесса — Push и Pull. Первая основана на гипотезе «технологического толчка», когда готовая разработка выходит на рынок и раскручивается там, а вторая — на гипотезе «давления рыночного спроса», то есть разработка продукта начинается в ответ на запросы рынка.
Прежде чем начинать работать над выводом продукта на рынок, следует ответить на шесть главных вопросов, отметил докладчик: зачем? что? где? когда? как? кто?
Ответом на первый вопрос может быть не только получение прибыли. Его можно сформулировать иначе: сделает ли разработка чью-то жизнь лучше? Он вовсе не философский, как это могло бы показаться, подчеркнул Андрей Цымбал. Он относится к бизнес-сфере, так как за улучшением жизни стоят потенциальный рост продаж и, соответственно, развитие проекта, а значит, прибыль и развитие организации.
Объектом коммерциализации может стать как продукт или услуга, так и какое-либо организационное изменение.
Под источниками разработки понимаются вузы, научные институты, компании и даже «гаражи». При этом, вопреки распространенному мнению, государственные вузы занимают лишь 16% среди всего списка источников. Большинство крупных технологических проектов реализуются вузами в коллаборации с бизнес-компаниями.
Фото: iStock
Важно правильно определить уровень готовности технологий (УГТ) к выводу на рынок. Всего их девять.
УГТ 1: основные принципы технологии изучены и опубликованы.
УГТ 2: концепция технологии и/или ее применения сформулирована.
УГТ З: критические функции и/или характеристики подтверждены аналитическим и экспериментальным путем.
УГТ 4: компонент и/или макет испытаны в лабораторном окружении.
УГТ 5: компонент и/или макет испытаны в окружении, близком к реальному.
УГТ 6: модель системы/подсистемы или прототип продемонстрированы в окружении, близком к реальному.
УГТ 7: прототип системы продемонстрирован в условиях эксплуатации.
УГТ 8: реальная система завершена и квалифицирована в ходе испытаний и демонстрации.
УГТ 9: реальная система подтверждена путем успешной эксплуатации (достижения цели).
Стратегию коммерциализации можно выбрать по способу организации (на основе прав на интеллектуальную собственность, контракты на разработку или же прямая продажа продукции), по месту организации (создание совместного предприятия, спин-оффов, дочерней организации или стартапа), а также по способу управления (разработчик, инноватор или управляющая компания).
При этом, подчеркнул Андрей Цымбал, важно иметь в виду, что, как правило, права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе НИОКР, принадлежат заказчику, НДС на работы НИОКР не платится (так как заказчиком выступает государство), а почти вся грантовая поддержка дается именно на НИОКР, то есть расходы на маркетинг и организацию продаж обычно не предусмотрены.
Очень многое, конечно, зависит от команды, которая занимается разработкой. Нет единой рекомендации к ее формированию, так как это зависит от возможностей и задач разработки. Например, минимальная команда может включать в себя лишь разработчика и инноватора. По мнению докладчика, оптимальная команда состоит из инноватора, команды разработчиков, юриста и маркетолога.
При этом нужно быть готовыми к тому, что по различным причинам на практике до рынка доходит не более 10% инновационных проектов. Подробнее о том, почему так получается, Андрей Цымбал расскажет на курсе повышения квалификации от НИУ ВШЭ «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок», который состоится уже этой весной. В его рамках будут рассматриваться вопросы полного цикла создания наукоемкого проекта — от НИОКР до введения в эксплуатацию и продаж продукта. Курс предназначен для управленцев среднего звена и топ-менеджеров вузов, научных учреждений, средних компаний и корпораций, занимающихся инновационной деятельностью, сотрудников центров коммерциализации и трансфера технологий, молодых ученых, студентов и аспирантов, желающих запустить свой инновационный проект. Помимо вопросов разработки, будут разбираться тонкости построения стратегии, нюансы правильной оценки технического и коммерческого потенциала проектов, а также технологический маркетинг. Кроме того, участники курса подробно обсудят, как привлечь инвестиции в свой инновационный проект.