Кураторы университетского образования в сфере креативных индустрий уверены, что развитие креативных способностей ребенка должно начинаться со школы. Однако система современного школьного образования к этому не готова, полагают они. Как менять эту ситуацию, что происходит в высшем креативном образовании и чем полезно ДПО в сферах креативных индустрий, говорили эксперты и организаторы образовательных программ на конференции «Креативное образование», организованной Школой дизайна НИУ ВШЭ в городском пространстве CREATIVE HUB.
«Слушателям нужна не оценка, а обратная связь»
Разговор о креативном и дополнительном образовании эксперты начали с серии монологов TED-talk. Генеральный директор Федерации креативных индустрий, индустриальный руководитель бакалавриата «Управление в креативных индустриях» Игорь Намаконов рассказал о трендах в креативном образовании.
Федерация совместно с Институтом национальных проектов провела исследование, которое показало, что в первом полугодии 2023 года в России наблюдалось падение экспорта креативных услуг на 53% в сравнении с предыдущим годом. Одним из основных трендов стал интерес к национальным локальным продуктам, что было не раз отмечено при работе с регионами. В этой связи наблюдается рассинхронизация с мировыми тенденциями: «В мире тренд на универсальность, глобализированность, экологичность, а в России — на локальность, национальную идентичность и традиционность», — констатирует эксперт.
«Но наличие тренда не означает наличие компетенций», — продолжил Намаконов. Например, по его мнению, в России нужно развивать культуру упаковки продуктов. «В Японии с чебурашками, с матрешками целые культуры уже. И мы вообще к этому не имеем отношения, ни как государство, ни как отдельные акторы. Это просто там прижилось, и оно существует, развивается теми продюсерами, которые из этого делают продукт», — сказал он.
Игорь Намаконов подчеркнул важность построения единой образовательной траектории. Сейчас в России, по его словам, образование в креативных индустриях с точки зрения инфраструктуры — одно из самых развитых направлений: существуют соответствующие школы, колледжи, высшие учебные заведения, инкубаторы от отдельных компаний. И в этой ситуации индустрии нужно сосредоточиться на формировании единой стратегии, чтобы не допустить хаоса, когда образовательные институты дублируют друг друга, подчеркнул Игорь Намаконов.
Доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, директор по обеспечению учебного процесса на уровне дополнительного образования Татьяна Кривошеева рассказала, что существующие программы ДПО ориентированы как на тех, кто находится только в начале пути, так и на состоявшихся профессионалов. Сейчас отмечается, например, корпоративный спрос на маркетологов с навыками работы с инфографикой, а также социальный запрос на визуализацию для соучаствующего проектирования.
По ее словам, система ДПО следует главным принципам, заложенным в Школе дизайна: практикоориентированность, привлечение в качестве преподавателей практикующих специалистов и цифровая среда. При этом специалисты стараются работать с главным современным вызовом — удержанием молодых кадров и повышением привлекательности территории. «Мы всегда ориентируемся на то, чтобы у программ была повышенная полезность для регионов, чтобы регионы могли в процессе подготовки специалистов на наших программах решать свои задачи», — пояснила Татьяна Кривошеева.
Реализации этой задачи помогает и развитие онлайн-сегмента. Например, у Школы дизайна есть «Креативный город» — одна из ведущих цифровых платформ, на которых публикуются результаты подготовки специалистов. Все проекты, которые сдаются в ходе обучения, являются практико-ориентированными, они привязаны к конкретной локации, которая отмечается на карте «Креативного города».
Тем не менее постепенно рост спроса на онлайн-программы стал замедляться. Появился запрос на асинхронное обучение с «обязательными элементами либо экспертных, либо кураторских часов, либо какого-то общения, тьюторства». «Нужна слушателям не оценка, а именно обратная связь по выполненному проекту», — пояснила Татьяна Кривошеева.
«У детей не возникает вопросов, что они делают и для чего»
Координатор юнита «Школы креативных индустрий» в Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ Александра Павловская рассказала о программах детской Школы дизайна НИУ ВШЭ. «Мы действительно развили детскую школу, перекрывая все направления, которые предлагают взрослые школы дизайна», — сказала она, добавив, что концепция детской школы «логично вытекает из концепции основной школы дизайна»: предметы детям также преподают исключительно практики, используется проектный подход. «Наши ученики тоже работают над реальными проектами, и ни у кого из них не возникает вопросов, что они делают и для чего они это делают», — говорит Александра Павловская. В школе акцентируется момент собственного целеполагания, чтобы ребенок учился «формулировать собственные цели и разбивать их на задачи».
Преподаватели при этом стараются подстраиваться под каждого ученика: «Мы можем себе позволить это делать благодаря тому, что в детской школе очень небольшие группы, у нас не бывает группы больше 12 человек». В группах дети смешаны по возрасту, преподаватель может выстраивать более сложный, чем в обычных классах, коммуникативный процесс, когда старшие ученики взаимодействуют с младшими.
Архитектор, художник и бывший руководитель кафедры искусств и технологий Новой школы Михаил Горшков обратил внимание на важность индивидуального подхода: «То, что удобно, и то, что работает для одного человека, может вызывать тревогу у другого человека». По словам Горшкова, некоторые дети, особенно подросткового возраста, боятся неопределенности, им гораздо проще, когда есть шаблоны и правила. «Здесь очень важна командная работа и то, что в команде есть одни люди, у которых суперспособность — это как раз творчество, есть другие люди, у которых другие суперспособности и которые могут помочь вот этим творческим людям воплотить свою идею, свою мечту», — поясняет он. Задача, по словам Горшкова, состоит не в том, чтобы сделать всех детей креативными, а в том, чтобы выстроить взаимное уважение.
Фото: Высшая школа экономики
В свою очередь куратор детских и семейных программ Дома культуры «ГЭС-2» Полина Зотова отметила, что их работа строится на стремлении уйти от adult gaze — взгляда взрослого, его проекций и ожиданий. «ГЭС-2» не позиционирует себя как образовательная институция. «Нам гораздо важнее, чтобы взрослый не был учителем и не был даже наставником, а он скорее был бы таким проводником, который сопутствует подростку в его собственном процессе», — пояснила она. Один из основных форматов, с которым работают в «ГЭС-2», — мастермайнды. «Понятно, что мы Дом культуры, и понятно, что Дом культуры невозможен без кружков. Кружки у нас есть. И кружки — это очень такой логичный, традиционный способ передачи информации и знаний», — добавила она.
«Школа в какой-то момент должна признать, что не знает, куда мы идем»
Конференцию продолжила панельная дискуссия «Креативный трек в школьном образовании».
Высшие учебные заведения волнует вопрос подготовки детей к взрослому этапу креативных индустрий, однако, по словам руководителя департамента методического обеспечения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Ларисы Львовой, креативного трека в школьном образовании нет. «Если говорить строго научно-педагогическим языком художественного образования, есть эстетическое воспитание, через которое дети приобщаются к прекрасному через разные виды художественной деятельности», — пояснила она. Примерами такого эстетического образования будут музицирование, танцы, рисование. Однако эстетическое чувство, которое развивается на подобных занятиях, нельзя считать креативностью. По словам Львовой, креативный трек есть в дополнительном образовании — именно там реализуется траектория, в рамках которой ребенок может развивать свои способности.
По мнению Игоря Намаконова, существующая школьная система не приспособлена к работе с креативностью. «Я в этом уверен, потому что я сам приходил на некоторые открытые уроки в школы, меня приглашали обычно родительские советы. Родители сидели и хлопали, а учителя сидели и ждали, когда я закончу, чтобы все поставить на место и всех рассадить так, как надо», — признается он. Эксперт видит причину такого разногласия в том, что у учителей есть план, которому надо следовать.
Креативность, продолжает он, это решение задач творческими инструментами. «В этой связи приходится утверждать, что здесь нужно быть готовым отдать ответственность или какие-то возможности принимать решение детям, — поясняет он. — Школа в какой-то момент должна признать, что не знает, куда мы идем. И это самое правильное, что мы можем сделать в этой ситуации, потому что то, куда мы придем, сделается нашими совместными руками». Однако существующая система не принимает условий, когда процесс может быть непредсказуемым.
Лариса Львова отметила, что последние 30 лет система образования была ориентирована на реализацию личностного подхода. «Исторически наступил такой момент, когда вдруг вспомнили про то, что есть коллектив, детский коллектив, ребенок вообще воспитывается прежде всего в коллективной деятельности», — рассказала она. Тогда же был выработан принцип, согласно которому детская инициатива стала главным двигателем процесса, чем было отмечено доверие к ребенку и его поддержка через наставническую методологию.
Директор Wunderpark International School Мария Сычева рассказала, что в ее школе ученики во многом получают обратную связь не только от преподавателей, но и от успешных представителей креативных индустрий. Родительское сообщество активно участвует в образовательном процессе, дети презентуют проекты, и в жюри могут находиться папа-писатель или мама-журналист. На фестиваль робототехники один из родителей приглашал своих друзей, работающих в компании соответствующего профиля. Сейчас школа стремится вывести проекты учеников на новый уровень. «Мы работаем над тем, чтобы найти продюсеров продуктам наших детей», — говорит Мария Сычева.
Руководитель Центра дополнительного профессионального образования Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ Наталья Фукс, рассуждая о взаимосвязи поколений, отметила роль междисциплинарного подхода и проектной деятельности. «Это то пространство, где мы можем все еще находить диалог между поколениями. И в этом процессе старшее поколение может передавать свое понимание традиции, а новое поколение — умения и механики взаимодействия с новыми инструментами». По ее словам, глобальные современные тенденции во многом связаны именно с междисциплинарным подходом.
В ходе конференции эксперты также обсудили формат practice as research от Школы дизайна, в рамках которого выступили также представители HSE ART GALLERY, Workroom Gallery и саунд-галереи на Кирпичке.