Опрошенные экспертами НИУ ВШЭ ученые прогнозируют до 2030 года сохранение нынешних демографических тенденций: рост продолжительности жизни одновременно со снижением смертности и стабилизацией рождаемости. При этом будет расти число людей старших возрастных групп. Об этом шла речь на научном семинаре в Высшей школе экономики.
Стратегический проект НИУ ВШЭ «Национальный центр технологического и социально-экономического прогнозирования» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030») провел научный семинар, посвященный результатам опросов экспертов по направлениям «Демография» и «Миграционные потоки».
Директор Института демографии им. А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ Михаил Денисенко представил результат опроса экспертов в области народонаселения, в подготовке которого также участвовали старшие научные сотрудники института Татьяна Харькова, Екатерина Кваша и ведущий научный сотрудник Никита Мкртчян. В ходе исследования определялись вероятные изменения в показателях рождаемости, смертности и миграции до 2030 года.
Экспертам предлагалось оценить демографические тенденции в рамках четырех сценариев развитиях российской и мировой экономики в ближайшие годы. Михаил Денисенко пояснил: демографы всегда разрабатывают многовариантные прогнозы динамики численности населения, как минимум с тремя вариантами — высоким, средним и низким. В данном опросе был также представлен очень низкий сценарий.
По сравнению с 2022 годом прогнозы экспертов стали менее драматичными, в них не допускается резкое падение рождаемости в 2024–2025 годах. Суммарный коэффициент рождаемости (СКР, среднее число детей на одну женщину в репродуктивном возрасте), составлявший в 2022 году 1,42, при более позитивных сценариях (высоком и среднем) вернется к уровню начала 2020-х уже в 2024-м, а к 2030 году достигнет отметки 1,5. При низком сценарии уровень рождаемости снизится незначительно, а к 2030-му вернется к показателю 2022 года.
Эксперты сдержанно оценивают влияние мер стимулирования рождаемости, наиболее действенными они называют материнский капитал и предоставление семьям с детьми льготных ипотечных кредитов, а также организацию инфраструктуры по уходу за детьми, в том числе бесплатных детских садов, предоставление супругам равных возможностей в воспитании. По мнению респондентов, меры демографической политики эффективны с точки зрения повышения рождаемости в условиях экономического роста. В условиях стагнации и кризиса они работают скорее на предупреждение бедности и борьбу с ней.
Прогнозы ожидаемой продолжительности жизни и снижения смертности также стали более оптимистичными. Продолжительность жизни мужчин увеличится с нынешних 67,6 года при разных сценариях на 1,2–3,5 года, а женщин — с 77,8 года на 1–2,8 года. Достижение национальной цели — средней продолжительности жизни по стране в 78 лет к 2030 году — высоковероятно только при высоком прогностическом сценарии и менее возможно при среднем и низком.
Коэффициент младенческой смертности снизится при всех вариантах демографической динамики, но при благоприятных сценариях она сократится более значительно.
Фото: iStock
Наиболее эффективными мерами снижения смертности в целом и, следовательно, естественной убыли населения эксперты называют расширение доступа к качественным и высокотехнологичным медицинским услугам, а также проведение антиалкогольной политики, усиление мер ограничения распространения табака и профилактику дорожно-транспортных происшествий.
На основе экспертных оценок показателей рождаемости, смертности и миграции было построено четыре варианта прогнозов численности и возрастного состава населения России до 2030 года. Все они показали сокращение численности населения в возрасте от 20 до 40 лет из-за наложения демографических волн (низкая рождаемость в годы Великой Отечественной войны, у «детей войны» и их детей, чей репродуктивный возраст пришелся на 1990-е — начало 2000-х) при одновременном росте числа лиц в возрасте от 40 до 60 лет.
Модератор семинара, директор Центра стратегического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Михаил Голанд, высоко оценил работу сотрудников Института демографии по адаптации сценариев для экспертов. Он поинтересовался, как повысить эффективность демографической политики.
По мнению Михаила Денисенко, Россия в сфере рождаемости следует мировым трендам: после снижения уровня рождаемости ожидается подъем как результат завершения перестройки модели рождаемости. Сейчас, по его словам, средний возраст рождения детей, в том числе и первых, повышается, но этот процесс не бесконечен. Со временем реализуются рождения, отложенные на более старший возраст. При оптимистическом варианте прогноза, по мнению экспертов, в среднесрочной перспективе суммарный коэффициент рождаемости может вырасти до 1,75–1,8, т.е. Россия сравняется по этому показателю с Францией и Швецией. Увеличению общего числа рождений также будет способствовать вступление в репродуктивный возраст относительно многочисленных поколений женщин, родившихся после 2007 года.
«Повышение итоговой рождаемости поколений в результате действующих мер демографической политики на 5–7% — это уже успех», — уверен он. При этом, как показывает мировой опыт, самые распространенные меры демографической политики (выплаты разного рода денежных пособий) способствуют накоплению человеческого капитала. Эти средства вкладываются в том числе в здоровье и образование детей, в меры по снижению смертности.
В обсуждении доклада также приняла участие заведующая отделом методологии и организации форсайт-исследований Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Олеся Майбах. В завершение семинара Михаил Голанд поблагодарил авторов доклада и участников обсуждения за интересную постановку проблемы и содержательную дискуссию.