НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», Институт социальной политики (ИСП) ВШЭ совместно со Всемирным банком (ВБ) провели очередной онлайн-семинар из цикла «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт». Был представлен опыт Греции, занимающей второе место в ЕС по доле пожилых людей. Кроме того, эксперты обсудили пути модернизации отечественной системы ухода за стариками.
Ведущий экономист глобальной практики в области социальной защиты и занятости ВБ Елена Глинская представила доклад «Услуги социального ухода за пожилыми в Греции». Она напомнила, что Греция занимает второе место в Европе после Италии по доле пожилых. Люди старше 65 лет составляют более 22% населения, в том числе более 7% — старше 80 лет. По прогнозам экспертов, к 2050 году эти цифры возрастут до 37 и 14%. Также предполагается, что доля населения с серьезными ограничениями в повседневной деятельности вырастет с 10,4% в 2015 году до 15,1% в 2050-м.
Сотрудники ВБ изучали работу госпрограмм помощи пожилым людям, деятельность отдельных муниципалитетов и ряда неправительственных организаций в этой сфере на протяжении полутора лет. По данным опросов, 66% пожилых греков считают, что ухаживать за стариками должны члены семьи, то есть их взрослые дети, — это значительно больше, чем в других странах Европы.
Госпрограммы долговременного ухода представлены центрами социализации KAPI, предназначенными для общения пожилых людей, сохранивших активность, KIFI — своеобразными «детскими садами», где они проводят время, пока ухаживающие за ними родственники на работе, а также программами помощи на дому.
В стране действуют НКО и частные центры, работающие по госзаказу. Немало и частных компаний, но есть и достаточно обширная серая зона услуг ухода.
Источником данных стало лонгитюдное социологическое исследование о здоровье, старении и выходе на пенсию в 34 странах ЕС и Израиле. Потребность в уходе определялась по ответам респондентов на вопросы, нуждаются ли они в помощи в приготовлении пищи, при уборке, гигиенических процедурах и покупке товаров повседневного спроса. В зависимости от ответов рассчитывался коэффициент нуждаемости.
Другим источником стали сводные результаты работы программ, представленных центрами социализации KAPI, KIFI и помощи на дому.
По данным опросов 2015–2017 годов (последняя волна исследования еще не обработана), в регулярной помощи нуждаются около 9% греков старше 65 лет и около 25% старше 80 лет, в эпизодической — 24,8 и 58,1% соответственно. За последние 5–7 лет существенно — с 69 до 51,6% — снизилась доля людей с ограничениями активности, получающих только неформальный уход, и выросла доля получателей профессиональных частных и госуслуг.
В числе проблем Елена Глинская называет систему определения нуждаемости, отсутствие четкого алгоритма.
Важно создание рынка услуг, на котором роль государства ограничивается помощью уязвимым людям, семьям и группам населения. Чтобы повысить эффективность услуг долговременного ухода, помочь людям использовать их, по мнению Елены Глинской, следует выдавать ваучеры или социальные сертификаты и таким образом стимулировать рынок ухода.
Дискуссант — ведущий аналитик Центра анализа доходов и уровня жизни ИСП ВШЭ Ирина Корчагина отметила, что доля нуждающихся в повседневной помощи в России и Греции примерно равна — около 10%, кроме того, велика доля неформального ухода со стороны родных (около 70%). Государство в России оказывает помощь только одиноким. Пособие для родных, помогающих пожилым инвалидам, невелико и выплачивается только неработающим гражданам.
Фото: iStock
Россия отстала от стран ОЭСР, где с 2004 года действует норма о дополнительном отпуске для работников, а также предоставлении гибкого графика, оказании психологической помощи, говорит дискуссант. В некоторых странах, например во Франции, родным предоставляется отпуск на 14 дней в году, он, как считается, предотвращает эмоциональное выгорание.
В России система социального обслуживания модернизируется, и это повышает качество системы ухода. Но одновременная оптимизация социальных служб привела к уменьшению числа работников и сокращению отделений, предоставлявших медицинские и медико-санитарные услуги, нужда в которых велика.
Еще одним вызовом Ирина Корчагина назвала неготовность пенсионеров оплачивать услуги ухода, что может привести к ухудшению их здоровья. Чтобы избежать этого, аналитик предлагает увеличить бюджетное финансирование программ ухода. Пока в России только 3% населения старше 65 лет включены в эту систему, тогда как во Франции — 10%.
Она подчеркнула, что рост продолжительности жизни не ведет к линейному увеличению количества нуждающихся в помощи, поскольку одновременно увеличивается и продолжительность здоровой старости. Критический возраст отодвигается с 80 до 85 лет, тем не менее спрос на услуги по уходу растет.
Пандемия, по мнению Ирины Корчагиной, показала необходимость разукрупнения домов престарелых и развития программ домашнего пребывания. Она считает, что группа особенно нуждающихся должна стать приоритетной, необходимо развивать модели ухода и дифференцировать суммы на поддержку в зависимости от уровня ухода.
Замдиректора ИСП Оксана Синявская возразила: недавнее исследование работы стационаров для пожилых людей показало, что решающую роль в организации учреждений играет не их размер, а распорядительность руководства и готовность персонала к чрезвычайным условиям. С пандемией отечественные дома престарелых справились лучше, чем иностранные. Она обратила внимание на широкое использование в Греции инструментов дистанционной помощи и отмену критериев нуждаемости. «Это опыт социально ответственного поведения государства», — считает Оксана Синявская. По ее прогнозу, Россия в ближайшее время столкнется с повышением спроса на уход и необходимостью легализовать серый сектор и уточнить потребности в уходе.
Заведующий Лабораторией развития пенсионной системы ИСП Евгений Якушев отметил важность разработки систем оценки качества и отчетности государственных программ, НКО и частных компаний, работающих в сфере долговременного ухода. «С одной стороны, люди голосуют за эти компании рублем, но с другой — возникает проблема: как действовать, когда услуги некачественные?» — задается вопросом Евгений Якушев. Он напомнил, что в России реализуется пилотная программа цифровых сертификатов, которая позволяет ее участникам оплатить ими средства технической реабилитации инвалидов.
Елена Глинская также отметила необходимость создания доступных для пожилых людей инструментов обратной связи, позволяющих передать оценку услуг. Также, по ее мнению, необходимо регулярное повышение квалификации персонала по уходу и тренинги для членов семьи пожилых людей.
Фото: iStock