«Основное препятствие для креативности — страх не соответствовать новым тенденциям»

Креативность сегодня — один из важнейших факторов конкурентоспособности бизнеса. Как управлять творческими процессами, каким образом стимулировать креативность сотрудников и преодолевать препятствия на этом пути? Российские и зарубежные эксперты говорили об этом на круглом столе «Практики управления креативностью: чему музей может научить бизнес?». Мероприятие было организовано Научно-учебной лабораторией управления креативностью Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ совместно с Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России). 

Тема развития креативности монополизирована представителями рекламного бизнеса, в то время как огромный опыт творческих НКО почти не востребован в деятельности бизнес-организаций, полагают организаторы круглого стола. НУЛ запустила исследование, модель которого обсуждалась на круглом столе с идеологами развития музейной деятельности.

В современном мире креативность является одним из факторов конкурентоспособности любой организации, поэтому в бизнесе ей придают особое значение, сказал заведующий Лабораторией управления креативностью, руководитель департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами ВШБ профессор Сергей Филонович. При этом бизнес не знает, как управлять креативностью, как ее стимулировать и как поддерживать мотивацию людей к творческим проявлениям.

Между тем в мире есть очень много организаций, деятельность которых строится именно на креативности. Прежде всего это музеи и театры. Как правило, бизнес относится к организациям культуры несколько покровительственно. Кто-то частично финансирует их деятельность, кто-то обучает эффективному менеджменту, чтобы они становились более экономически устойчивыми и меньше зависели от государства и меценатов.

«По нашему мнению, творческим организациям есть чем поделиться и чему научить бизнес. Мы хотим изучить, как управляют креативностью в театрах и музеях, зафиксировать их инсайты и находки, а затем разработать техники и практики, которыми мог бы воспользоваться бизнес. И таким образом осуществить трансферт управленческих технологий от одних к другим», — рассказал профессор и предложил руководителям крупнейших организаций в сфере музееведения поделиться своими мыслями на этот счет.

В креативность необходимо инвестировать как можно скорее, убежден профессор кафедры музеологии и управления наследием Загребского университета Томислав Шола. «В мире сейчас наблюдается кризис креативности и лидерство посредственности — оно навязывается нам политиками и корпорациями. Мы живем в худшем мире, чем тот, который мы унаследовали, и мне очень стыдно за это. Основное препятствие для креативности — страх не соответствовать новым тенденциям, быть недостаточно подходящим тому, что говорят политики. Но в политике и крупных компаниях чаще всего работают посредственные люди», — пояснил он.

Фото: iStock

Перенести креативность из творческих компаний в деловую среду очень непросто, полагает Томислав Шола. Если капитализм, который зародился в XX веке, поощрял креативность, то сейчас большинство компаний не настроены поддерживать творчество. Поэтому приходится оглядываться назад, чтобы вспомнить базовые ценности. Так как большая часть этой мудрости хранится в музеях, они должны вовлекаться в диалог и стараться донести ее до посетителей, а для этого необходимо быть с ними созвучными.

При этом креативным людям нужно вдохновение: они не готовы выполнять рутинную работу, а напротив, хотят получать удовольствие, развлекаться в процессе работы. В музеях очень много источников вдохновения, отметил профессор.

Музеи могут привнести в бизнес добавочную ценность, считает генеральный директор Eye Care Foundation, основатель Museum Academy для обучения музейных сотрудников в России и за рубежом Бьорн Стенверс. По его мнению, если изучить креативность культурного сектора и его применение в маркетинге, можно создать полезный инструмент для бизнеса.

«По оценкам ЮНЕСКО, во всем мире музеи ежегодно посещают более миллиарда человек. Любой коммерческой компании интересно было бы получить доступ к такому числу потенциальных клиентов. Мы продумываем способы коммерциализации культурного сектора уже много лет. Музей может стать частью бизнеса в рамках креативных концепций. Но важно, чтобы этот процесс шел постепенно. Ценность любой компании очень тесно связана с доверием потребителей к бренду. Это означает, что бизнесу необходимо соответствовать ценностям общества», — подчеркнул Бьорн Стенверс.

Прежде всего важно разделить понятия «творчество» и «креативность», считает заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Самойленко. Творчество — это очень широкое понятие, связанное с самовыражением, а креативность — это творчество в строго заданных рамках.

«Мы работаем с наследием, и именно этот момент является ключевым. Наше творчество не может наносить ущерб тем объектам, которые находятся в музее. Это можно понимать более широко в современном мире — как отношение к окружающей среде, вообще к жизни. Сохранность, подлинность и историческая правда — это три вещи, которые наиболее важны для нас. Это новая модель отношений, которую мы можем предложить бизнесу», — рассказала она.

Работа в большой компании с неким набором повторяющихся действий создает мир скуки, который рано или поздно вызывает у человека кризис, отметила Наталья Самойленко. Театры и музеи призваны восстановить состояние творческого человека.

«Есть культура массовая и высокая, к которой приобщаются в музеях и театрах. Массовая культура важна для массового потребителя, но когда мы говорим о людях, которые должны принимать решения, которые работают над созданием проектов, то мы должны понимать, что массовая культура может оказаться для них громадным ограничением. Высокая же культура поощряет развитие в других сферах жизни, в том числе в бизнесе», — считает она.

Первый директор Института сохранения культурного наследия (IPCH) Йельского университета Стефан Симон рассказал, что в Германии более 6800 музеев, которые до пандемии посещало огромное количество людей. Сейчас в музеи ходит больше людей, чем на стадионы, и это представляет большую ценность, убежден он.

По словам Сергея Филоновича, будет создана серия интервью с известными театральными режиссерами, руководителями театров и музеев. Цель этих встреч — выяснить, как проходит креативный процесс в различных организациях. Вначале исследование будет проводиться в России, а затем планируется распространить его за рубеж. По итогам первого раунда будет организован международный семинар.

Фото: iStock

Дата публикации: 23.12.2021

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: