Недавнее радикальное обновление правительства Казахстана отражает стремление президента Касым-Жомарта Токаева назначить на ключевые посты близких ему администраторов и заменить чиновников, чьи провалы в работе вызвали массовое недовольство граждан. Однако пока неясно, насколько стабильным окажется новое правительство. Подробнее об этом HSE Daily рассказал Евгений Иванов, научный сотрудник Центра изучения стабильности и рисков факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
Недавно президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отправил в отставку премьер-министра Алихана Смаилова и кабинет министров. Новым председателем правительства стал Олжас Бектенов, которого ни один из экспертов не рассматривал как будущего премьера. Затем Токаев провел расширенное заседание правительства, на котором озвучил задачи, стоящие перед руководством страны на ближайшие годы.
Отставка правительства не является чем-то экстраординарным для Казахстана. За 28 лет правления прежнего президента Нурсултана Назарбаева сменилось 11 премьер-министров. В среднем председатель кабмина работал 2,5 года, при этом президент избирался на 5, а позднее на 7 лет. Назарбаев ротировал премьер-министров по нескольким причинам. Во-первых, отставка кабмина позволяла сбить градус общественного недовольства, списывая провалы предшествующего периода на уходящее правительство и выводя президента из-под прямой критики. Во-вторых, Назарбаев избегал усиления людей из своего окружения. Хотя позиция премьера в суперпрезидентской модели не самая выигрышная с точки зрения рейтингов народной поддержки, она давала статус и практику руководства. Токаев занимал премьерский пост в начале 2000-х годов, после чего он работал либо в МИД, либо в законодательной власти; короткий период премьерства был его единственным большим опытом в управлении государством. В-третьих, частая ротация создавала видимость изменений статичного режима.
Для Токаева это вторая замена премьер-министра за 5 лет на президентском посту. Когда Токаев стал президентом, он не стал менять Аскара Мамина, назначенного уходящим Назарбаевым. Это было одной из черт периода двоевластия при попытке провести управляемую передачу власти от Назарбаева к преемнику. Мамин — назначенец Назарбаева, однако непубличный и не обладавший влиянием среди элит, поэтому конкуренции Токаеву на политической арене не составлял. Его отправили в отставку после трагических событий января 2022 года. Это была не самая важная уступка протестующим со стороны Токаева, позволившая к тому же начать постепенный демонтаж назарбаевской системы.
Несмотря на окно возможностей, Токаев не стал сразу принимать резких решений, поскольку в ситуации политической турбулентности отличить лояльных управленцев от нелояльных было крайне сложно, а собственная, токаевская кадровая обойма была невелика. Поэтому Токаев не стал нарушать неформальное правило, согласно которому первый вице-премьер уходящего кабмина становится новым председателем правительства. Тем более фигура Алихана Смаилова устраивала Токаева. Смаилов — не возрастной (на момент назначения — 49 лет) и при этом уже опытный управленец (министр финансов и вице-премьер). Он не входил в ближний круг Назарбаева или членов его семьи. Кроме того, Смаилов считался достаточно мягким и политически неамбициозным человеком для казахстанской политики. Совокупность этих факторов позволила Смаилову остаться в ранге премьера после технической отставки кабмина в связи с выборами в Мажилис (нижняя палата парламента) в марте 2023 года.
Заседание Правительства Казахстана под председательством Олжаса Бектенова, фото: primeminister.kz
В 2023 году экономика Казахстана выросла на 5,1%, а активы Нацфонда увеличились на 4 млрд долларов. Однако для страны, обладающей значительными запасами нефти и угля, на фоне довольно высоких цен на сырье и растущего спроса на альтернативу российским углеводородам такие показатели не выглядят сверхъестественными. Инфляция по итогам 2023 года осталась в районе 10%. Критическими же для кабинета Смаилова стали чрезвычайные ситуации — аварии на ТЭЦ в Экибастузе и Риддере, из-за которых без отопления остались тысячи людей, трагедии на угольных шахтах, неубедительные действия профильных ведомств в борьбе с природными пожарами и во время землетрясений. Логично, что в новый состав кабмина, помимо самого Смаилова, не вошли главы Минфина, Минэка и МЧС, которым будет руководить Чингис Аринов, ранее работавший в президентской охране.
Назначение 43-летнего Олжаса Бектенова премьер-министром ломает старое правило о первых вице-премьерах, идущих на повышение при отставке кабмина. Бектенов пришел в правительство из администрации президента, которую возглавлял меньше года, но, видимо, успел убедить Токаева в своем профессионализме. Из важного: он — гражданский силовик (начинал в Министерстве юстиции), его считают специалистом в сфере противодействия коррупции. Наконец, Олжас Бектенов — представитель новой команды Токаева. Если Смаилов был компромиссной фигурой на период укрепления позиций Токаева после январского кризиса 2022 года, то Бектенов пришел в правительство при уверенном лидерстве Токаева, предлагающего Казахстану свою программу реформ. Для него, планирующего покинуть президентский пост в 2029 году, важно оставить после себя значимое наследие. Задача нового премьера — дисциплинировать правительство, повысить эффективность его работы и обеспечить реализацию программы Токаева в полной мере. Помогать Бектенову проводить токаевский курс будет новый руководитель президентской администрации Айбек Дадебаев, еще один молодой (43 года) управленец из команды главы государства.
Наконец, в связи с омоложением ключевых фигур в системе государственной власти встает вопрос о том, может ли кто-то из назначенцев новой волны претендовать на право стать преемником Токаева. С одной стороны, возраст и доверие президента работают на управленцев текущего призыва, с другой стороны, в ближайшие 5 лет им предстоит столкнуться с вызовами периода реформ, по результатам которых будет решаться вопрос о том, кто будет руководить страной после Токаева. Поэтому строить какие-то прогнозы на этот счет прямо сейчас — преждевременно.