Современное родительство стало гораздо более трудным, чем когда-либо ранее, показала работа Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ. Молодые матери в вопросах воспитания все реже прислушиваются к советам собственных матерей и все больше доверяют «экспертным знаниям». Однако моделей воспитания детей множество, и единого правильного рецепта нет. Формирование собственной позиции стало настоящим вызовом для родителей нашего времени, говорится в монографии «Материнство: новые дискурсы, проблемы, практики».
В настоящее время наблюдается интенсивный распад традиционных практик воспитания детей. Отчасти это связано с тем, что рождение ребенка тщательно планируется, семьи стали меньше и у подрастающего поколения нет опыта заботы о младших братьях и сестрах. Поэтому, заводя собственные семьи, молодые родители больше опираются на мнение экспертов, а не старшего поколения, к которому относятся с изрядной долей критики и недоверия. Это приводит к необходимости самостоятельно или с минимальной поддержкой выстраивать собственное родительское поведение.
В наше время высокий уровень образованности современных родителей заставляет их все больше прислушиваться к мнению специалистов, поскольку предполагается, что они «несут свет знаний», отмечает научный руководитель Центра исследований современного детства, ординарный профессор НИУ ВШЭ Катерина Поливанова.
Большое влияние на это оказали так называемый терапевтический поворот и движение селф-хелп (самопомощь). Важной составляющей жизни современной образованной молодежи становится все, что связано со здоровьем — физическим и психологическим (правильное питание, фитнес и т.д.), как собственным, так и ребенка. Это отражается на поведении родителей в отношении детей.
Вместе с тем модели поведения и ценности, рекомендуемые различными экспертами, зачастую оказываются конкурирующими. Даже такие бытовые вопросы, как правила кормления ребенка, время и место для сна, возраст для детского сада и вообще его необходимость, обязательность прививок, делят родителей на противоборствующие лагери.
Кроме того, ценность детства в общественном сознании в последние годы настолько возросла, что ответственность родителей за все, что происходит с их ребенком сейчас и будет происходить в будущем, стала тотальной.
Исследования показывают, что доминирующей моделью воспитания детей становится так называемое интенсивное родительство, когда правильным считается инвестирование в воспитание больших объемов денег, времени, эмоционального труда и других ресурсов. Согласно этой концепции, «хорошие родители» ставят интересы ребенка превыше всего, применяют интенсивные (непрямые, эмоционально затратные) методы воспитания и стремятся оптимизировать среду вокруг своего ребенка.
Практически все матери, опрошенные сотрудниками Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ, были убеждены, что даже самые рутинные действия или случайные фразы могут оказать сильное воздействие на их ребенка. Например, сравнение с другими детьми приведет к неуверенности в себе, излишние запреты навредят желанию познавать мир и повысят тревогу, а целенаправленные занятия в раннем возрасте убьют мотивацию к учебе.
Предполагается, что родители должны предвидеть, устранить или смягчить все возможные риски. «Мы теперь думаем над каждым словом, которое мы говорим нашим детям», — признаются участницы исследования. Они стараются контролировать атмосферу не только в доме, но и в саду, на детской площадке, в общении с другими людьми, включая бабушек и дедушек.
Стремление к тотальному контролю порождает повышенную тревожность матерей по поводу того, что они не смогут обеспечить оптимальные условия для развития ребенка. Стремясь воспитать ребенка свободным, креативным, уверенным в себе, сами женщины все время находятся в состоянии стресса и под давлением окружающих.
Культура интенсивного материнства предполагает, что компетентность — это одна из ключевых характеристик хорошего родителя и «правильное» воспитание детей должно основываться на научных и экспертных рекомендациях. Здравого смысла и интуиции недостаточно, родители должны обладать широким набором знаний и навыков.
Идеология интенсивного родительства доминирует в социальной политике, популярной культуре, медиа и экспертном дискурсе. При этом выбор источника воспитательной теории или экспертного знания зачастую оказывается некритичным, т.е. основывается не на взвешенном анализе аргументов, а скорее на близости той или иной теории личному опыту.
Более того, большая часть «модных тенденций», по сути, не является экспертным знанием как таковым. Речь идет о популярном, широко доступном знании, а потому во многом профанированном, о массмаркетной науке. Дело не в том, что это знание неверно, а в том, что оно трансформировано в доступные упрощенные клише и популярные советы.
Фото: iStock
«Как мне кажется, проблема (одна из) современных родителей, ориентированных на экспертное знание, состоит в том, что понятные простые советы из популярных книжек заслоняют от матери ее собственного ребенка с его уникальными особенностями и запросами. Один застенчив, другой лидер в любом коллективе, один тактичен от природы, другого надо сдерживать и направлять. Если мы задумаемся, глядя на собственного ребенка, то поймем, насколько трудно, а иногда и невозможно следовать простым правилам: делай раз, делай два», — поясняет Катерина Поливанова.
Она отмечает: параллельное существование большого количества моделей родительства, каждая из которых несет в себе систему ценностей, требует от родителей активной работы по осознанию своей позиции. Еще больше затрудняет самоопределение то, что эти модели не всегда взаимоисключающие, а во многом пересекаются.
«Еще несколько десятилетий назад перспективы семьи и ребенка были более или менее ясны. Новый век и новые возможности принесли новые проблемы: многие возможности могут не превратиться в многие достижения, да и опасностей это многообразие несет больше. Мы с моими коллегами думаем, что необходимость выстраивания собственной позиции относительно различных моделей родительства является социальным вызовом, одним из ответов на который может стать рост родительской самоэффективности — переживание собственной успешности как родителя, уверенность в себе и способность принимать самостоятельные решения», — рассказала профессор.
Вместе с тем на молодых женщин давят ожидания общества относительно их профессиональной и личностной самореализации. Ценность родительства начинает конкурировать с ценностью собственной успешности. Эти рассогласованные требования делают современное родительство гораздо более трудным, чем когда-либо ранее.
«Новые реалии жизни — и профессиональной, и родительской — требуют гораздо больше размышлений и рефлексии. Раньше надо было действовать по правильным рецептам, а теперь рецептов нет. Это угроза психологическому благополучию? Да, и это уже проявляет себя ростом депрессий и тревожности. Есть ли от этого лекарство? Нет, и его вряд ли придумают. Наши дети подвержены этим опасностям в не меньшей степени, чем их родители», — резюмировала Катерина Поливанова.
12 марта 2024 года состоится открытый семинар ВШЭ по образованию «Материнство: новые дискурсы, проблемы, практики». На семинаре ученые поделятся результатами серии исследований о современном материнстве как феномене и его флуктуациях. Также планируется обсудить:
— как родители видят свои задачи, описывают свою ситуацию и организовывают свое движение в ней;
— как родители видят свои задачи, описывают свою ситуацию и организовывают свое движение в ней;
— какие методологические стратегии могут быть применены для ответа на них.
К участию в семинаре приглашаются исследователи, студенты, практикующие специалисты и все интересующиеся вопросами родительства и материнства.
Зарегистрироваться на семинар можно по ссылке.
Подробнее узнать о работе Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ можно на его сайте и в телеграм-канале.