Современные родители оказались, с одной стороны, под давлением повышенной ответственности, а с другой — в ситуации неопределенности. Правильной модели больше нет, точнее — их очень много. Ясно одно — любое слово и действие непременно отразится на формировании ребенка, и ему будет о чем рассказать своему психологу. Как найти свою модель воспитания и не растерять при этом любовь к ребенку, обсудили на семинаре Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ.
В наше время наблюдается процесс трансформации института родительства: интенсивный распад традиционных практик воспитания детей привел к ситуации неопределенности, отметила научный руководитель Центра исследований современного детства, ординарный профессор Института образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова, открывая семинар «Мама между хаосом и порядком: изучаем феномен материнства». На нем была представлена монография «Материнство: новые дискурсы, проблемы, практики», в которой собраны результаты исследования современного родительства. Сотни матерей во время глубинных интервью рассказали ученым, как они видят свои задачи и организовывают их решение, где встречают больше всего проблем, а где нуждаются в поддержке извне.
«Мы всегда говорили, что родительство социально, это обыскусствление естественного — вот пришла культура и придала этому форму, и мы эти формы изучаем. Но это работает только при условии, что материнство есть передача чего-то стабильного, имеющегося. Можно передавать средствами любви, средствами контроля и принуждения, но тем не менее понятно, что я передаю, что я выращиваю. Но сегодня в ситуации неопределенности даже эта функция ставится под вопрос. Это нетривиальная задача конструирования объекта в момент его деконструкции», — рассказала Катерина Поливанова.
Сегодня происходит множество процессов, которые придают новую форму родительству. Среди них рост образованности населения, более позднее рождение первенца, гендерное равенство, вариативность семейных форм и способов воспитания детей.
«Интересно, что поменялся и идеал семьи. Раньше, если у женщины не сложились вот эти самые “нормальные” отношения, “нормальная” семья, то для своей дочери она все-таки хотела обязательно стабильной брачности, вовремя рожденных детей и так далее. Но сегодня мы находимся в ситуации, когда этот идеал, по всей видимости, тоже довольно сильно трансформируется», — добавила эксперт.
Родительство перестало быть просто детско-родительскими отношениями, а воспитание детей вышло из приватной в публичную сферу. Просвещенные родители теперь больше ориентируются на экспертное знание, чем на советы собственных мам, которым верят все меньше.
У современных родителей отсутствует «опыт детодержания» (опыт общения с детьми и ухода за ними в расширенной семье. — Ред.) до появления собственных детей, добавила младший научный сотрудник центра Яна Михайлова. Зато стало популярным так называемое «интенсивное родительство», когда в воспитание ребенка вкладывают большие объемы ресурсов: времени, эмоционального труда, денег и др. По этой концепции, «хорошие родители» стремятся переделать и оптимизировать среду вокруг своего ребенка под его — с их точки зрения — потребности.
Чтобы найти верный подход к воспитанию, они пользуются множеством источников информации и выбирают в итоге тот, который больше соответствует их самоощущениям, «ложится на душу».
«Научное или экспертное знание может служить для них средством преодоления разногласий с родственниками и другими людьми, которые “навязывают” свои воспитательные стратегии», — отметила она.
Зачастую такие разногласия решаются посредством минимизации контактов — как со старшими родственниками, так и с воспитателями и учителями (домашнее обучение). Так как справляться исключительно своими силами тяжело, нанимают помощников, которые соответствуют предпочитаемой родителем форме организации жизни ребенка и точно следуют всем указаниям.
Научный сотрудник центра Анастасия Нисская отметила, что в истории вопроса лежит борьба с детской смертностью. Именно тогда, в начале XX века, на первый план вышли квалифицированные эксперты (медики), которые учили молодых родителей правильно ухаживать за детьми. Отношение к родителям изменилось после Второй мировой войны, в обществе начали понимать, что родительству нужно учиться, государство и благотворители инициировали просветительскую работу для передачи специальных знаний (в основном — гигиена, уход, санитария, здоровье).
Родитель и сейчас представляется нуждающимся в особых компетенциях. Но теперь запрос на обучение и саморазвитие распространяется на сферу психологии. Исследователи отмечают потребность родителей в коммуникативных навыках в общении с детьми, обучении правильному пониманию действий детей и предоставлению ответной «правильной» реакции для уменьшения проявлений проблемного поведения сейчас и в будущем.
Однако при всем просвещении и ответственности возрастает тревожность и потребность в поддержке со стороны значимого окружения.
Фото: iStock
«Мы надеемся, что сегодня, погружаясь в условия неопределенности, родители постепенно становятся более толерантными к этой ситуации, что также является фактором повышения самоэффективности. Нам важно, чтобы родители могли отрефлексировать разнообразие своей жизни, разнообразие того, что они умеют, что их окружает, и понять, где у них существуют возможности попросить помощи, особенно научиться запрашивать эту помощь», — поделилась эксперт.
Традиционно человек формирует в себе идентичность, а сегодняшние обстоятельства заставляют нас формировать аутентичность, считает Катерина Поливанова.
«В нынешних обстоятельствах я должна быть равна сама себе. И это равенство самому себе является задачей, с которой люди никогда не сталкивались раньше. Сегодня мы с ней столкнулись на материале материнства, и она довольно ярко себя проявляет. Человек ищет себя в родительстве, в этой форме существования вместе со своим ребенком, в ситуации абсолютной сверхответственности, и человек сам выстраивает себя. Это новая задача, раньше мы просто делали так, как делали наши родители. С ней очень трудно справиться, поэтому мы идем к психологу, на тренинги и так далее. Так вот, наша книжка о том, как трудно быть равным самому себе», — резюмировала она.