Валерий Федоров: оценка бизнесом инвестпривлекательности регионов часто отличается от докладов губернаторов

Инвестрейтинг Агентства стратегических инициатив (АСИ) уже семь лет измеряет инвестиционную привлекательность регионов. Сегодня это основной инструмент управления развитием инвестклимата в стране. Однако многие региональные руководители до сих пор не понимают, что главным критерием является реальное восприятие бизнесом происходящих изменений. Об этом шла речь на мастер-классе Валерия Федорова, генерального директора ВЦИОМ, заведующего базовой кафедрой в ВШЭ.

Мастер-класс «Инвестиционный рейтинг АСИ как инструмент изучения взаимодействия между властью и бизнесом в России» прошел в рамках общеуниверситетского факультатива, организованного кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ. Валерий Федоров рассказал, как создавался этот инструмент, и что позволяет ему влиять на улучшение инвестклимата в России.

Валерий Федоров, фото: Высшая школа экономики

Составить рейтинг инвестиционного климата в каждом из 85 регионов России предложил бывший министр экономики, а сейчас первый вице-премьер Андрей Белоусов. Ответственность за реализацию проекта была делегирована АСИ, рассказал Валерий Федоров.

Инструмент должен был помочь решить такие задачи как оценка результатов усилий органов власти по созданию благоприятных условий ведения бизнеса в регионе и создание системы стимулов для них. Рейтинг также планировали использовать для выявления лучших практик по работе с инвесторами.

Пилотный проект был запущен в 2014 году, а в 2015-м вышел первый полномасштабный рейтинг, который охватил все регионы. Он строится на основе опросов около 50 тысяч бизнесменов во всех субъектах Российской Федерации и оценивает усилия органов власти по четырем направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого бизнеса.

Важно, что в экспертизе участвуют не правительственные ведомства, а деловые объединения — «Деловая Россия», РСПП, «Опора России», ТПП РФ. В экспертный совет входят такие уважаемые ученые как ректор РАНХиГС Владимир Мау и научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов. «Это рабочий инструмент для бизнеса, а не только для государства», — подчеркнул Валерий Федоров.

Была создана и система стимулов. Рейтинг публичный, его результаты представляются каждый год на Петербургском экономическом форуме. Обнародуют не только результаты рейтинга, его лидерам предоставляется возможность рассказать, как они добились успеха.

Большинство губернаторов придают этому большое значение. В каждом регионе появилась своя проектная команда, задача которой улучшать инвестклимат и продвигать регион в рейтинге, говорит глава ВЦИОМ.

Инструмент позволяет не только получить данные за прошедший год, но и наблюдать динамику каждого региона по сравнению с предыдущими годами. Таким образом, сразу становятся заметными регионы, показавшие существенный прогресс: системные меры по улучшению инвестклимата дают эффект, что тут же отражается в рейтинге.

Кроме того, инструмент позволяет проследить общую динамику той или иной проблемы в масштабах страны: например, сроки регистрации прав собственности, сроки регистрации юрлиц, проведение контрольно-надзорных мероприятий, факты давления со стороны органов власти и естественных монополий, доступность трудовых ресурсов.

«Рейтинг дает нам информацию, как меняется ситуация в чувствительных для бизнеса сферах, и это очень важная информация для правительства, в чью компетенцию входит все это исправить, — пояснил эксперт. — Главная для нас аудитория — представители бизнеса, и их оценка очень часто отличается от того, о чем докладывают органы власти».

Очень показательна работа с запросами и апелляциями регионов, которые хотят разобраться, почему они провалились в рейтинге, рассказал управляющий партнер компании IFORS, член экспертного совета инвестрейтинга АСИ Максим Муссель. «Несмотря на семь лет существования рейтинга, многие региональные руководители до сих пор не понимают, что его результаты — не наша прихоть, а мнения конкретных людей — бизнесменов из их регионов. Если они воспринимают ситуацию негативно, то этот негатив нельзя заменить какими-то отчетами, справками, рассказами обо всех выполненных нормативах. Вопрос не в выполнении нормативов и требований, а в том, чтобы они работали. Чтобы бизнесмены ощущали, как все меняется к лучшему. Главным критерием является именно реальное восприятие бизнесом тех или иных изменений, происходящих в регионе», — заключил Максим Муссель.

Фото: iStock

Дата публикации: 03.02.2022

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: