Институт анализа предприятий и рынков (ИАПР) НИУ ВШЭ отметил свой 25-летний юбилей масштабной научной конференцией «25 лет исследований поведения предприятий и развития рынков». Как меняется потребность предприятий в импорте оборудования, какое управление бизнесом эффективнее — централизованное или с делегированием полномочий, как часто судьи готовы пересматривать дела? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в исследованиях, представленных на сессиях «Поведение предприятий», «Политэкономия развития», «Конкурентная политика», «Государственные закупки».
Андрей Яковлев, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ, профессор Андрей Яковлев, открывая конференцию сказал: «Это юбилейная конференция, посвященная 25-летию создания института. Мы представим работы, которые уже опубликованы, покажем, что мы делали в последние годы по основным направлениям работы института».Он отметил, что представленное в сессии открытия конференции направление «Поведение предприятий» стало первым в институте. Исследования ведутся с конца 1990-х годов, было выполнено много проектов по корпоративному управлению, продолжается серия проектов по анализу конкурентоспособности предприятий, проводившихся совместно со Всемирным банком и Минэкономразвития России, а в последнее десятилетие – в сотрудничестве с другими подразделениями университета.
Поведение предприятий: импортозамещение и децентрализация
Ведущие научные сотрудники ИАПР профессор Борис Кузнецов и Виктория Голикова представили доклад «Импорт российских промышленных предприятий в условиях экономических санкций». Динамику изучали по данным опросов 1716 предприятий обрабатывающей промышленности, проведенных ГФК-«Русь». По этим данным, 44% компаний-импортеров сохранили прежние объемы поставок из-за рубежа, 30% снизили их, а 19% увеличили, остальные затруднились с ответом. Структура импорта изменилась незначительно: немного выросла доля предприятий, импортирующих только оборудование и снизились доли закупающих за рубежом только сырье и оборудование и сырье одновременно. Потребность в импорте оборудования отмечают вдвое больше компаний, чем те, кто пользуется иностранным сырьем.
Ситуация не повлияла на закупки оборудования, за исключением транспортного машиностроения, где доля импортеров сократилась с 48% до 34%. В пищевой промышленности, деревообработке и металлургии доля компаний, закупавших иностранное оборудование, существенно выросла: с 24,6% до 33,8%, с 16,5 до 30,3% и с 14,9 до 26,8% соответственно. В целом доля компаний — импортеров оборудования увеличилась с 25,6% до 31%. За исключением резкого сокращения числа импорта с Украины, других радикальных изменений в его страновой структуре не произошло, как и роста закупок в Азии.
«Децентрализация фирм в странах со слабыми институтами. Пример России» — с таким докладом выступила научный сотрудник ИАПР Ирина Левина. Компании с децентрализованным управлением более производительны, они чаще применяют инновации, легче проходят кризис и в итоге более конкурентоспособны, о чем говорит опыт стран с развитой экономикой. В условиях слабых институтов децентрализация влечет риски использования потенциала фирм работниками в личных целях, например, для финансовых махинаций. Однако, и в этом случае компании, где управление действительно децентрализовано, добиваются больших успехов.
Ирина Левина использовала результаты опроса компаний и исследования Всемирного банка о коррупции в 37 регионах России. По ее расчетам, реально децентрализованы 7% всех опрошенных отечественных компаний, 10% можно назвать осторожно децентрализованными. Для того, чтобы выяснить взаимосвязь экономических результатов и успешности фирм, автор изучала данные о выводе на рынок новых продуктов, участии в экспорте и инвестициях. Также исследовались динамика занятости, качество человеческого капитала, получение поддержки государства и выполнение госзаказов. Анализ показал, что децентрализованные фирмы чаще инвестируют, чаще выводят на рынки новые продукты и экспортируют свои товары. При уровне коррупции не выше среднего показателя децентрализованные фирмы работают лучше. В то же время при ее высоком уровне разрыв в эффективности между децентрализованными и обычными компаниями сокращается
Кроме того, на сессии «Поведение предприятий» главный научный сотрудник ИАПР Татьяна Долгопятова выступила с докладом «Совет директоров в российских компаниях: ресурсная роль и эффекты разнообразия». А старший научный сотрудник ИАПР Нина Ершова рассказала об «Эволюции коллективных форм взаимоотношений иностранного бизнеса с государством в России». В обсуждении приняли участие заместитель директора Центра исследований структурной политики ВШЭ Анна Федюнина, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Ольга Третьяк и доцент департамента экономики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Муравьев.
Политэкономия развития: публичность и нужные связи
На сессии «Политэкономия развития» старший научный сотрудник ИАПР Антон Казун сделал сообщение на тему «Публичность как тактика защиты от силового давления на бизнес в России». Автор провел более 30 глубинных интервью с журналистами и адвокатами и утвердился во мнении, что использование фактора публичности в защите прав предпринимателей повышает шансы на успех. Он отмечает, что гласности вокруг процесса иногда бывает достаточно для прекращения дела.
О роли использования связей бизнеса с чиновниками рассказал старший научный сотрудник Международного центра изучения институтов и развития ИАПР ВШЭ Денис Иванов. «Дружественные бюрократы, формальные правила и инвестиционные решения фирм: доказательства исследовательского эксперимента в России» — так он назвал свой доклад. По мнению Дениса Иванова, личные контакты компании с чиновниками могут создавать негативные эффекты, такие, как получение ренты чиновниками при одновременном снижении эффективности и конкурентоспособности компаний. Бывает так, что связи позволяют создать благоприятные условия для работы. Но речь в этих случаях идет об отдельных фирмах, «на макроуровне», говорит автор доклада, связи с чиновниками целесообразно минимизировать.
Автор основывался на опросе 21 000 компаний, проведенном ВЦИОМ в 2017 г. В ходе опроса 29% фирм отметили, что контакты с чиновниками имеют значение. Самая высокая значимость связей — 40% ответов, характерна для строительной отрасли. В пяти регионах — лидерах по качеству бизнес-климата значимость бюрократических контактов подтвердили 18% компаний, в других регионах эта доля колеблется около 30%.
В ходе сессии также были представлены доклады заместителя директора Международного центра изучения институтов и развития ИАПР ВШЭ Екатерины Борисовой «Неожиданные последствия политики: накопление просоциальных норм при реализации программы реновации московского жилья» и научного сотрудника ИАПР Израэла Маркеса-второго «Стимулирование развития навыков: данные государственно-частного партнерства в сфере образования в регионах России». В обсуждении докладов приняли участие старший научный сотрудник Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики ВШЭ Алексей Белянин и старший научный сотрудник Института институциональных исследований ВШЭ Тимур Натхов.
Конкурентная политика: что влияет на судей
Профессор департамента прикладной экономики ВШЭ, заместитель министра экономического развития РФ Полина Крючкова свое выступление назвала так: «Что могут дать исследования предприятий и рынков экономической политике?». Она уверена, что исследования Лаборатории конкурентной и антимонопольной политики ВШЭ и академические исследования влияют на дискуссии по текущей повестке дня в органах власти и принятие решений. «Высокая наука для исследователей — это говорить просто о сложном», — сказала Полина Крючкова. Ученый должен уметь аргументировать свою точку зрения за короткое время поездки в лифте, добавила она. Но при этом у эксперта нет простого решения: ему не следует подстраиваться под текущие задачи заказчика, он должен проявлять гибкость и понимание актуальности вопроса.
Полина Крючкова, фото: economy.gov.ru
Младший научный сотрудник Лаборатории конкурентной и антимонопольной политики ИАПР ВШЭ Елена Сидорова представила доклад «Какие факторы влияют на вероятность отмены решений судьи первой инстанции в административных спорах?». Он подготовлен по итогам исследования «Как измерить качество судебных решений? Кейс арбитражных судов» совместно с заместителем директора ИАПР Светланой Авдашевой и ведущим научным сотрудником Лаборатории конкурентной и антимонопольной политики ИАПР ВШЭ Светланой Головановой.
Авторы исследовали базу данных арбитражных судов из 300 000 дел. В апелляционной инстанции по этим делам были отменены около 5% решений. Вероятность такого развития событий зависит от возможной ошибки судьи, качества материалов дела и продолжительности его рассмотрения. Исследование показало, что вероятность отмены решения ниже, если вынесший его судья имеет высокий квалификационный класс, занимается преподавательской и научной деятельностью. Вероятность пересмотра снижается также, если судья часто рассматривает дела соответствующей специализации. Кроме того, более длительное рассмотрение дела позволяет детально и объективно оценить доводы сторон и, таким образом, избежать пересмотра.
С докладом «Антимонопольные расследования в отношении многосторонних цифровых платформ в странах БРИКС: выводы для политики и будущие эмпирические исследования» выступила ведущий научный сотрудник Лаборатории конкурентной и антимонопольной политики ИАПР Светлана Голованова.
Юрий Симачев, фото: Высшая школа экономики
Директор по экономической политике, директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Юрий Симачев отметил важность сочетания и дополнения исследований на макро- и микроуровне. По его мнению, вводя или изменяя нормы регулирования, важно понимать, что их негативные эффекты действуют практически немедленно, тогда как положительное влияние снижения нагрузки на бизнес проявляется только через некоторое время. Юрий Симачев полагает, что работа прикладных экономистов может повысить качество принимаемых решений, темпы роста экономики.
В дискуссии также приняли участие Светлана Авдашева и гендиректор «Бюро экономического анализа», доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ Андрей Шаститко.
Госзакупки: слово губернатора
Старший научный сотрудник лаборатории «Эмпирический анализ предприятий и рынок в переходной экономике» ИАПР ВШЭ Андрей Ткаченко рассказал о «Влиянии губернаторов на госзакупки». Докладчик отметил, что при слабых институтах и низкой подотчетности власти очевидна такая тенденция: если глава региона планирует надолго сохранить власть, он стремится улучшить качество управления, и напротив, готовый к замене стремится улучшить личное материальное положение.
При проведении госзакупок губернаторы имели возможности недобросовестно влиять на их процедуру и создавать преимущества избранным компаниям, говорит автор доклада. Андрей Ткаченко имел в виду выводы, сделанные по результатам исследования 110 000 контрактов на строительство и ремонт дорог в 83 регионах при 125 губернаторах. Уровень конкуренции там был низким — в среднем 1,5 участника на контракт. Анализ также показал: при губернаторах-варягах (около 30% общего числа) конкуренция на 5% ниже, чем у губернаторов-инсайдеров.
«Причины заключения контрактов с заранее определенными поставщиками: результаты эмпирического исследования» — такую тему выступления выбрала научный сотрудник лаборатории «Эмпирический анализ предприятий и рынок в переходной экономике ИАПР Юлия Родионова. Совместно с Андреем Ткаченко она провела опрос 1000 заказчиков и 720 поставщиков, участвовавших более, чем в десяти госзакупках. Респонденты отвечали на вопрос, насколько часто проводятся закупки с единственным поставщиком. Ответы существенно разнятся: по данным поставщиков, таким образом действуют 53% заказчиков (15% уклонились от ответа), среди заказчиков – всего 40% (отказались от ответа 30%).
Причем 80% заказчиков назвали причиной стремление своевременно и качественно выполнить контракт. Следующий по популярности ответ — отсутствие других добросовестных поставщиков. По мнению поставщиков, доминирующая причина выбора единственного исполнителя – его неформальные связи с заказчиком (61%). Существенно меньше респондентов назвали гарантированное и качественное выполнение контрактов.
На сессии также был представлен доклад заместителя заведующего лабораторией «Эмпирический анализ предприятий и рынок в переходной экономике» ИАПР ВШЭ Ольги Балаевой «Проблемы и эффективность российских государственных закупок: взгляд госзаказчиков и поставщиков». Дискуссантом выступила заместитель директора Института институциональных исследований Елена Подколзина, отметившая важность опросов, как источников информации.
В завершение конференции директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев поблагодарил Елену Подколзину за реплику о важности опросов: «Действительно про госзакупки в мире и в России пишут много, объективных данных все больше, но их ограничение в том, что они не позволяют понять, что в головах людей, принимающих решения на земле. Опросы — это источник важной информации». Он подчеркнул, что идея этой панели была в том, чтобы показать: мы используем разные данные и разные методы. Комбинирование данных и методов позволяет достичь интересных результатов.
Андрей Яковлев также поблагодарил всех гостей, докладчиков и дискуссантов конференции. «Жаль, что не получилось провести конференцию в очном режиме, надеюсь, что у нас будет возможность встречаться лично и обсуждать интересующие нас темы», — сказал он.
Фото: iStock