В России нет рынка лоббистских услуг, а в качестве механизма взаимодействия с властью бизнес использует преимущественно площадки деловых ассоциаций, специализированные интернет-ресурсы и экспертные рабочие группы. В рамках общеуниверситетского факультатива, организованного кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, прошел мастер-класс «Корпоративные практики организации взаимодействия с органами власти» заслуженного юриста РФ, статс-секретаря — вице-президента по правовому регулированию и правоприменению Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Варварина.
Сегодня тема лоббизма воспринимается в российском обществе с неодобрением, а лоббистами называют людей, которые негативно влияют на органы государственной власти. «Нам надо уходить от этого стереотипного понимания, потому что отстаивание интересов компании в органах государственной власти, что и есть лоббизм, — это нормальное явление, которое существует везде», — полагает Александр Варварин. За последние двадцать лет в сфере лоббизма произошли серьезные изменения. Если раньше никаких легальных площадок для влияния бизнеса на власть не существовало, то сейчас они выстроены и продолжают создаваться новые.
В то же время законодательства о лоббистской деятельности нет, хотя периодически этот вопрос поднимается на различных уровнях. Александр Варварин считает, что такой закон не нужен. Стоит понимать, что такой закон будет регулировать, говорит эксперт. В США, например, он регулирует деятельность специализированных лоббистских организаций, которые взимают плату с представителей бизнес-сообществ для продвижения определенных целей. «У нас рынка лоббистских услуг практически нет. В России лоббизм скорее осуществляется через бизнес-объединения, и во многом это снимает риски, которые существуют за границей. А риски — это коррупция, незаконное влияние на власть. И поскольку у нас нет самого рынка лоббистских услуг, то и регулировать пока нечего», — уверен Александр Варварин. По его мнению, «если мы примем закон, то начнут появляться компании, которые оказывают услуги по лоббистской деятельности», а это может привести к росту коррупции.
Сегодня в России есть несколько инструментов взаимодействия с властью. Один из них — портал regulation.gov.ru, который предназначен для размещения проектов нормативно-правовых актов. На нем можно зарегистрироваться, получать информацию о законодательных актах и в определенной степени влиять на принимаемые властями решения.
Основная процедура, реализуемая через этот портал, — оценка регулирующего воздействия (ОРВ). Этот институт начал функционировать в 2012 году и сейчас показывает довольно высокую эффективность, считает Александр Варварин. Процедура ОРВ предусматривает оценку нормативного акта на предмет того, насколько предлагаемые в нем решения эффективны, не влекут ли они необоснованные расходы бизнеса, не устанавливают ли необоснованные требования.
Фото: iStock
Еще один механизм влияния бизнеса на органы власти, по словам эксперта, появился недавно, он носит название «регуляторная гильотина». Суть механизма в том, что в наиболее значимых сферах регулирования специальный орган пересматривает все акты, которые содержат неактуальные, необязательные, устаревшие требования, и удаляет их.
Александр Варварин говорит, что за несколько последних лет российское законодательство было серьезно обновлено. В рамках этой деятельности были созданы рабочие группы, через которые и проходят проекты всех законодательных актов. «Это важная возможность влиять на принимаемые решения. Рабочие группы немногочисленны, и попасть туда непросто, — объясняет он. — Но в рамках деятельности рабочих групп есть экспертные группы. Если вы серьезно озадачены регулированием в вашей сфере, вы можете предложить свои услуги в качестве эксперта. И этот механизм может быть очень полезен для продвижения ваших интересов».
Александр Варварин считает также, что механизмом влияния на законодательную сферу со стороны бизнеса может быть Государственная дума РФ. «Здесь открываются новые направления продвижения ваших интересов. В Госдуме существуют профильные комитеты. Можно обратиться к профильному эксперту комитета для консультации по интересующему вопросу. А также можно участвовать в комитете в качестве эксперта», — полагает он.
Отвечая на вопрос аудитории, насколько велика активность граждан в разработке новых проектов через соответствующую платформу ОРВ, Александр Варварин сказал, что ему трудно представить таких граждан. В ОРВ участвуют представители компаний, представители субъектов, на которые распространяется регулирование. «Если они прячутся за ивановыми и сидоровыми, то мы понимаем, что это либо сотрудники компаний, либо заинтересованные лица», — подчеркивает он. ОРВ проводит оценку норм для бизнеса, и отдельным гражданам нет смысла участвовать в ОРВ.
На фото: Александр Варварин, источник: bs-rspp.ru