Гендерное насилие: признать проблему и изменить культурный код

Несмотря на поток публикаций в СМИ, посвященных тематике гендерного насилия, в России оно по-прежнему не воспринимается как существующая и значимая проблема. Между тем насилие встречается в каждой четвертой российской семье, основными пострадавшими становятся женщины и дети. Почему так происходит и как изменить ситуацию? Об этом шла речь на открытом онлайн-семинаре «Гендерное насилие: почему его отрицают», прошедшем в Вышке.

Аспирантка Новгородского государственного университета Анжелика Зауэр представила исследование, посвященное гендерному насилию и причинам его отрицания. Она выступила с докладом на научном семинаре проектной группы ВШЭ «Реализация государственной социальной политики на низовом уровне как процесс осмысления».

Понятие «гендерное насилие» внесено в декларацию ООН как традиции, наносящие женщинам физический и моральный вред. Под этим термином понимается любая форма насилия, направленного на человека в связи с его половой, или гендерной, принадлежностью. Это и насилие в семье, и сексуальное насилие, и экономическое насилие (трудовая дискриминация), и трэффик (торговля женщинами и детьми). Особое значение имеет насилие на уровне государства, что подразумевает принятие законов и создание в обществе обстановки, которая поощряет такое поведение.

В 2017 году произошел голливудский харассмент-скандал, связанный с Харви Вайнштейном, который надолго сделал «женский вопрос» популярной темой публикаций мировых и отечественных СМИ. При этом ценностные ориентиры не всегда были четко определены: часто статьи разных авторов даже одной и той же редакции носили разнонаправленный характер: кто-то горячо сочувствовал жертвам, кто-то обесценивал такие происшествия.

После угасания инфоповода дискурс продолжает активно развиваться: в 2019 году в наиболее читаемых, по версии «Медиалогии», российских СМИ («Известия», «Коммерсантъ», «Ведомости», «Российская газета») вышло более 780 профеминистских публикаций и только 26, отражающих патриархатные ценности.

В России феминистская повестка не запрещена, но при этом и не признается значимой.

Традиционные ценности, являющиеся базисом патриархатной философии, официально закреплены как желаемые на уровне государства. Популяризация феминистских ценностей в российских СМИ носит инициативный характер, считает Анжелика Зауэр.

Если в 2017–2018 годах ведущей темой публикаций в этой сфере являлось сексуальное насилие, то с 2019 года в качестве наиболее тревожного объекта внимания журналисты выбирают тему домашнего насилия. Кроме того, медиа активно обсуждали такие темы, как женская профессиональная реализация, трудовая дискриминация, осуждение сексизма и патриархатных традиций, репродуктивная политика государства.

По статистике, которую привела докладчик, семейное насилие является одной из наиболее распространенных форм агрессии в российском обществе и в более или менее жестком и систематическом виде встречается в каждой четвертой семье. Женщины и дети ежегодно составляют около 70% потерпевших от тяжких насильственных действий в семье. Около 60% всех убитых на почве нездоровых семейных бытовых отношений составляют женщины, более трети — дети, престарелые люди и люди с ограниченными физическими возможностями.

От рук мужей и сожителей ежегодно погибает около 14 тысяч женщин. Сами женщины в 90% случаев прибегают к убийству, будучи доведенными до крайности тиранией мужа или с целью самообороны. До 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается родственниками жертвы.

Фото: iStock

При этом с 2017 года в РФ нет закона о домашнем насилии.

В 2019 году наиболее читаемые в России федеральные СМИ опубликовали свыше 160 материалов о домашнем насилии. Большинство публикаций содержат скрытый и явный призыв к изменению ситуации на законодательном уровне.

Проанализировав лингвистические инструменты, которые использованы в этих статьях, исследовательница пришла к выводу, что журналисты намеренно выбирали те, которые должны были способствовать изменению картины мира читателя в пользу профеминистской.

Однако, судя по комментариям, их посыл не был поддержан читателем и, более того, вызвал неприятие и непонимание. При этом мужчины оставили в 3,5 раза больше комментариев, чем женщины. Большинство высказывалось против закона о домашнем насилии, а дискуссии чаще всего разворачивались вокруг чего угодно, кроме непосредственно насилия. Многие говорили, что домашнее насилие не является проблемой и значимой темой для обсуждения в СМИ, подвергая публикации высмеиванию. Кроме того, часто домашнее насилие оправдывается трудным характером женщины, женской глупостью, неприемлемым сексуальным поведением, включая измену, неправильным выбором партнера, покорным смирением с побоями, финансовой несостоятельностью и корыстью жертвы, а также христианской религией.

«Независимо от контекста ситуации, траектория вины падает на жертву», — подчеркнула Анжелика Зауэр. Насильник даже не обсуждается, его персона остается скрытой.

Оценка степени вины зависит от гендера: если виноват мужчина — адресат ищет оправдание его поведению, если женщина — поступок трактуется как преступление.

Причиной такого отношения является патриархатная культура, в которой насилие часто не считается чем-то выходящим за рамки нормы, считает автор исследования. Большую склонность к отрицанию гендерного насилия проявляют люди, в большей степени подверженные гендерным стереотипам.

«Как насилие не распознаются не только побои, но и тем более эмоциональное и финансовое насилие», — считает автор исследования.

Установление равноправных отношений в обществе должно идти со стороны государства, подчеркивает Анжелика Зауэр. Во многих странах приняты конституции, декларирующие равенство полов. Прежде всего следует признать проблему, активизировать и распространить работу кризисных и активистских центров, а уроки семьеведения в школах заменить на гендерное образование.

В 2015 году американский социолог и профессор Мичиганского университета Рональд Инглхарт, исследующий взаимосвязь ценностей и социальной реальности в различных культурно-исторических контекстах, презентовал свое исследование на площадке Фонда Егора Гайдара. По его мнению, технологический прогресс сделал мир более безопасным, что привело к постепенной либерализации ценностей. Она значительно повлияла на гендерную политику многих государств, включая те, чья идеология веками основывалась на традиционных ценностях. В частности, профессор заявил, что в России неизбежна аксиологическая трансформация (изменение в иерархии ценностей), но она потребует времени и представляет собой сложный и нелинейный процесс.

Фото: iStock

Дата публикации: 25.02.2022

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: