В Вышке стартовал пятый сезон Научных боев. Его тема — научная фантастика. В первом батле сошлись электронные дыры, смешные слова в русском языке, юридический взгляд на коллективное доминирование и проект справедливой системы поступления в вузы. Свои исследовательские проекты студенты разных образовательных программ представили в Центре культур НИУ ВШЭ.
Первая встреча в пятом сезоне Научных боев прошла 12 февраля и включала в себя четыре выступления. Первой выйти «на ринг» выпало Екатерине Павловой, студентке ОП «Юриспруденция», с докладом «Коллективное доминирование: правила игры в русскую “Монополию”». Она рассказала, как работает коллективное доминирование на рынке, почему в России это делают плохо и с какими сложностями сталкиваются юристы при игре в “Монополию”.
Она подчеркнула, что коллективное доминирование — это состояние рынка, при котором субъект может доминировать, в том числе вместе с другими субъектами, но своими действиями он не должен ограничивать конкуренцию. Исследовательница в качестве предмета наблюдения рассматривала три страны — США, Россию и Францию. На основе проведенного анализа она предложила в России ввести отраслевое регулирование. По мнению Екатерины Павловой, было бы проще сделать законы, которые регулируют конкретные отрасли, ведь в каждой области в государстве развиты разные виды промышленности. Также необходимы отдельные нормы для государственных монополий, подчеркнула она.
Эстафету перехватил Сергей Камалетдинов, студент ОП «Физика». Его выступление называлось «Медленные электронные дыры, или Как спутники обходятся без резиновых перчаток». Он рассказал аудитории о медленных электронных дырах: их особенность в том, что как электронные они эффективно взаимодействуют с электронами, а за счет того, что медленные, — с протонами. Однако здесь есть проблема: теоретические вычисления показывают, что такие структуры неустойчивы. Сергей Камалетдинов вместе с коллегами взялся решить эту проблему — выяснить, являются ли медленные электронные дыры стабильными.
Эксперимент проходил следующим образом: как только один спутник регистрировал электронную дыру, исследователи засекали время на секундомере и ждали, когда он пересечет соседний спутник, ведь расстояние между спутниками известно. Такой метод помог собрать статистику из порядка тысячи медленных электронных дыр в околоземном пространстве и измерить их скорости. Результат, полученный в ходе исследования, противоречит выводам, сделанным по теоретическим предсказаниям: медленные электронные дыры совершенно стабильны и движутся с постоянными скоростями. «Теперь благодаря нашему исследованию мы знаем, что хотя бы один тип волн существует стабильно, способен рассеивать такие частицы и не давать им проводить опасные токи», — подытожил исследователь.
После физики слушатели окунулись в мир лингвистики вместе со студентом ОП «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» Арсением Анисимовым. Его исследование касалось смешных слов в русском языке: «“Хиханьки-хаханьки”: что делает слова смешными (на материале русского языка)». Арсений Анисимов взялся объяснить, что же в них смешного и почему именно эти слова нас смешат. Команда, работавшая вместе с ним над исследованием, придумала термин «смешность», чтобы оценить степень того, насколько слово забавляет человека.
На основе английского языка уже проводилось исследование смешных слов, в рамках которого респонденты оценивали почти 5000 частотных английских слов. Исходя из результатов исследования были выделены конкретные группы слов, оцененные как смешные: это слова, обозначающие животных, еду, секс и физиологические процессы, высмеивающие что-то или кого-то и просто смешно звучащие. Но работают ли эти правила с русским языком?
Команда Арсения Анисимова подошла к своему исследованию несколько иначе: респондентов попросили написать три смешных слова. После фильтрации неподходящих слов,таких как мат и туалетный юмор, получился список из 500 слов. Результаты показали, что в русском языке работают похожие закономерности. В смешные попали слова, обозначающие животных («кошара»), еду («вермишель»), а также высмеивающие слова («дылда», «нюня»). В списке оказались и слова, которые сами по себе называют обычные вещи, однако содержат отсылку к непристойному, например «пердимонокль». Также в русском языке, в отличие от английского, многие называли смешными слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, например «пупырышки».
Фото: Даниил Прокофьев // Высшая школа экономики
Для объективности исследования был проведен еще один этап: выбранные слова оценивали уже другие респонденты. К предыдущему списку были добавлены обычные слова из тех же категорий — «броненосец», «суп», «пьяница». В результате стало понятно, что слова из опроса действительно получали больше баллов за «смешность».
Исследования даже таких несерьезных тем помогают находить ответы на серьезные научные вопросы: как взаимодействуют наше сознание, мышление и язык, как мы воспринимаем собственный язык, отметил Арсений Анисимов.
Последним на открытии пятого сезона Научных боев выступил Григорий Буклей, студент ОП «Прикладная математика и информатика» факультета компьютерных наук, который рассказал о своем видении справедливой системы поступления в вузы и о том, как следует построить систему попадания на майноры в Вышке. Его выступление называлось «Свайп вправо: самый честный мэтчинг при поступлении в вузы».
«Я, как и многие из вас, поступал по ЕГЭ. Это сложный период: долго готовишься к экзаменам, находясь на грани выгорания, не успеваешь опомниться — и нужно готовить пакет документов, затем несколько волн поступления, непонимание, куда относить свой аттестат, мониторинг списков “зеленой волны”», — отметил Григорий Буклей, объясняя, почему решил заняться упрощением этой системы. Для распределения мест он предложил использовать алгоритм Гэйла — Шепли, который учитывает иерархию предпочтений обеих сторон, в данном случае — абитуриентов и университетов, и позволяет найти стабильное паросочетание, благодаря которому будет принято решение, оптимальное для всех участников процесса.
Применяя такой алгоритм к системе майноров НИУ ВШЭ, исследователь показал, что возможность манипулировать своими приоритетами делает систему несправедливой. Если студент считает, что риск не пройти на первые пять майноров высок, то он начнет ставить в свою «пятерку» другие майноры. Проблема в том, что вместе с потерей свойства честности теряется и свойство справедливости, отмечает Григорий Буклей. Он предлагает разрешить студентам и абитуриентам выбирать неограниченное число майноров (университетов) в числе приоритетов, чтобы была возможность ставить в списки те вузы, где они действительно хотят учиться, а не те, куда надеются пройти. Такой алгоритм, уверен исследователь, восстановит свойство справедливости и упростит систему, так что не придется проводить две волны набора.
После выступления четырех спикеров и сессий вопросов было объявлено зрительское голосование, в котором вместе со зрителями принимали участие и четыре члена жюри — преподаватели и сотрудники НИУ ВШЭ (их голоса приравнивались к пяти голосам зрителей). Победителем был выбран Сергей Камалетдинов с выступлением о медленных электронных дырах, второе место занял Григорий Буклей.
Научные бои НИУ ВШЭ — студенческий научно-популярный проект, существующий в Высшей школе экономики с 2016 года. В рамках проектов молодые ученые рассказывают о своих новых исследованиях из абсолютно разных областей. Мероприятие проходит в формате соревнования, в котором каждый из участников презентует свое исследование и отвечает на вопросы зрителей и жюри, а по итогам всех выступлений общим голосованием выбирают победителя. В этом году пройдет пять раундов боев, выступят 16 спикеров, и по итогам будет выбран один победитель сезона.
Фото: Даниил Прокофьев // Высшая школа экономики