Некоммерческие волонтерские организации нуждаются в помощи, и реализация проекта «Развитие интеллектуального волонтерства социальной направленности и социального предпринимательства в вузах» дала возможность привлечь в них студентов. НИУ ВШЭ совместно с АНО «Агентство социальных инвестиций и инноваций» при поддержке социального онлайн-ТВ SDG-MEDIA.RU провели в режиме онлайн пресс-конференцию по итогам первого этапа. Участники проекта оценили работу вузов и рассказали, чем ценен такой опыт для студентов.
Волонтерство играет важную роль в развитии гражданского общества. «Добровольцы рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития», — отметила модератор мероприятия, главный редактор медиа агентства по управлению событиями в сфере устойчивого развития ESG Media Людмила Экзархова. Волонтерство — это добровольное решение, отражающее личную позицию, активность участия гражданина в жизни сообществ, полагает она.
По ее мнению, волонтерство способствует углублению человеческой солидарности. Она рассказала, что в июле 2021 года АНО «Агентство социальных инвестиций и инноваций» совместно с НИУ ВШЭ запустили проект по развитию интеллектуального волонтерства в вузах, проект поддержан Фондом президентских грантов на развитие гражданского общества. Первый этап проекта завершен.
Сейчас самое подходящее время для реализации проекта, полагает заместитель генерального директора «Фонда социальных инвестиций» Оксана Анистратенко. «Не хватает ресурсов и помощи для некоммерческого сектора, в том числе чтобы справляться с тем внешним контуром, в котором мы оказались», — говорит она. «Поэтому наш проект помощи со стороны студентов социальным предпринимателям, которые стоят на передовой решения социальных проблем, — это еще более актуально и востребованно, чем когда мы это задумывали летом 2021 года», — прокомментировала Оксана Анистратенко. Таким образом, вузы перестают быть башней из слоновой кости и становятся «институцией с человеческим лицом и человеческими задачами».
Метод, который был выбран для реализации проекта, описала руководитель Проектно-учебной лаборатории управления репутацией в образовании НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Магдалена Гаете. Это метод обучения служением — service-learning. «Это экспериментальный образовательный метод, с помощью которого студенты участвуют в деятельности, направленной на удовлетворение реальных потребностей человека — социальных и экологических, — пояснила она. — Сюда входит философия, методология и способ организации. Все это позволяет студентам совместить свою учебную программу и профессиональные компетенции с выполнением общественно важных задач».
По ее словам, такой метод дает студентам возможность освоить умение проводить переговоры, управлять проектами, публично выступать, анализировать информацию. Иными словами, речь идет о soft skills. Кроме того, в ходе проекта студенты улучшают свои профессиональные и социальные компетенции, отвечающие на реальные запросы, связанные с сохранением окружающей среды. Участие студентов в проектах содействует усилению чувства общности, гражданской активности и личной ответственности.
«Сейчас мы сотрудничаем с шестью НКО, — говорит Магдалена Гаете. — Наша идея в том, чтобы проекты длились от 2,5 до 3 месяцев. Некоторые мы уже завершаем. И уже увидели, какие из них лучше подходят для работы студентов, а что надо улучшить».
О значении волонтерства для общества рассказала ведущий эксперт Центра инновационных экосистем в социальной сфере НИУ ВШЭ Лия Сидлина. Она уверена, что для некоммерческих организаций интеллектуальное волонтерство — это возможность решить те проблемы, на которые у таких структур очень часто, даже при наличии бюджета, не хватает знаний, рабочих рук, времени. По ее словам, НКО взглянули на участие вузов как на реальную помощь в решении этих задач. «НКО доверили нашим студентам то, что обычно доверяется коммерческим компаниям, агентствам, партнерам. Это вотум доверия тому образованию, которое дается в нашем вузе, и вовлеченности студентов в этот процесс», — добавляет она.
Многие НКО страдают от того, что не могут рассказать о себе доступным, понятным языком. А в рамках проекта ставились задачи по построению маркетинговых, визуальных стратегий продвижения НКО, объяснила эксперт.
PR-менеджер сенсорного музея «Прогулка в темноте» Ирина Трочина высоко оценила сотрудничество со студентами ВШЭ: «Многие рекомендации уже воплощаются в жизнь, взяты в работу. И мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с ВШЭ».
В свою очередь, студенты считают этот опыт очень важным для себя. «Я раньше не была знакома с такой формой, как интеллектуальное волонтерство, поэтому оно вызывало интерес, — отмечает Василина Ахметгареева, студентка факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. — Сейчас я рассматриваю ИВ как один из инструментов, которые я могу и далее применять, уже за рамками учебы, в разных форматах. Это инновационная интересная форма, позволяющая вовлекаться в проекты, в которых отзываются личные боли. А также это прямой нетворкинг и конкретные связи, которые можно использовать и за пределами вуза».
Фото: iStock