Молодым людям во всем мире трудно пришлось в коронакризис. Они испытывали психологические проблемы и сложности с поиском работы, но при этом пандемия способствовала росту их социальной активности и повысила ценность живого человеческого общения. Студенты и молодые специалисты из разных стран мира поделились собственным опытом жизни в период пандемии в ходе международной конференции «Роль молодежи в постковидном мире: позитивные и негативные тренды», организованной НИУ ВШЭ в рамках проекта «Международный молодежный диалог “Голос будущего”».
Молодые люди обсуждали пандемию, ее влияние на образ жизни и возможности для самореализации в ставшем традиционным в последние два года формате онлайн. Многие выступающие отметили, что одними из самых негативных последствий COVID-19 для молодежи стали проблемы с трудоустройством. Фаиз Арсяд, основатель одного из молодежных движений в Индонезии, обратил внимание на то, что из-за роста заболеваемости в стране правительство Индонезии вынуждено проводить политику серьезных ограничений. Еще в середине февраля этого года в стране ежедневно фиксировалось от 55 до 63 тысяч новых случаев COVID-19. К началу марта рост замедлился до 37 тысяч в сутки. Принимаемые ограничительные меры, отметил он, влияют на деятельность молодежи и приводят к проблемам, в том числе с поиском работы.
Восстановление после пандемии, по его словам, не происходит автоматически: необходимы шаги, которые должны помочь справиться с последствиями коронакризиса. Во-первых, государство должно оказывать поддержку гражданам (в том числе молодежи) при поиске работы и трудоустройстве. Во-вторых, самим молодым людям следует объединяться, сотрудничать и поддерживать друг друга. В-третьих, важна активность и инициативность молодежи в предпринимательстве и гуманитарной деятельности. В-четвертых, нужно содействовать внедрению цифрового мира в повседневную жизнь.
Это тем более актуально, поскольку, по прогнозам, в этом году Индонезия получит «демографический бонус» — доля трудоспособного населения должна превысить число иждивенцев. В частности, согласно данным Центрального статистического агентства страны (Badan Pusat Statistik), в Индонезии по состоянию на середину 2020 года проживало около 64,19 млн молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет — это примерно 24% от общей численности населения.
Пандемия негативно отразилась на экономике, но сыграла и позитивную роль, усилив активистские настроения молодежи и заставив ценить простое человеческое общение, отметил тунисский общественный деятель, президент и основатель Ассоциации друзей Международного молодежного совета Усама Зебда.
Несмотря на проблемы с финансированием студенческих организаций, во время пандемии увеличилось их разнообразие и количество, рассказал он. Проводится больше международных онлайн-конференций, и в целом существенно выросла доля онлайн-деятельности. По его мнению, благодаря ковиду молодые люди стали больше вовлекаться в мероприятия, направленные на поддержку целей устойчивого развития (ЦУР) ООН, у них возросла мотивация помогать миру и людям вокруг. По словам Усамы Зебды, также усилился рост инноваций в сфере технологий.
В то же время влияние пандемии на развитые и развивающиеся страны существенно различается, обратил внимание Мухаммед Феруз, руководитель афганской культурно-образовательной ассоциации «Катиб». «К примеру, моя страна, которая находится в состоянии войны более 40 лет, тяжело справляется с этой проблемой», — признал он. Большинство людей в Афганистане не сильно заботятся о вирусе из-за существующих проблем.
Непросто переживает последствия COVID-19 и молодежь Ирана. Местный журналист Кудрат Шафлей во время дискуссии привел данные, согласно которым каждый третий представитель молодежи испытывал тревожность или даже депрессию во время пандемии. «Экономические санкции усложнили положение Ирана во время пандемии», — подчеркнул он.
Согласно докладу Всемирного банка, инфляция в стране растет двузначными темпами: так, только с апреля по ноябрь 2021 года она составила 43%. «В такой ситуации молодежи сложно найти заработок и свое место в жизни. В свою очередь, это вызывает еще большие психологические проблемы», — признался Кудрат Шафлей.
На конференции выступали также молодые люди из других стран. Руководитель научно-просветительского проекта «Международный молодежный диалог “Голос будущего”», приглашенный преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Садыгзаде Мурад Салех Оглы, подводя итог дискуссии, отметил, что «это было на самом деле интересно, прежде всего потому, что мы все вместе и все являемся представителями молодежи». «Это было обсуждение не о каких-то других людях, других поколениях, не об истории и не о будущем, а о настоящем и о нас в нем», — сказал он.
«Международный молодежный диалог “Голос будущего”» — проект, реализуемый департаментом зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Проект нацелен на развитие контактов между представителями молодежи России и зарубежных стран.
Фото: iStock