Использование санкций затрагивает все больше компонентов международных экономических отношений. Масштабность и частота применения отчасти девальвирует их значение как инструмента внешней политики и затрудняет мировую торговлю и выстраивание цепочек добавленной стоимости. В то же время страны уже накопили опыт работы в условиях санкционного давления. Декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Анастасия Лихачева представила на Дне открытых дверей Вышки лекцию «Экономические санкции и карта мира: связи и слои».
Санкции, пояснила Анастасия Лихачева, применяются в мировой политике с давних времен для достижения политических целей экономическими инструментами. В сложившейся в последние десятилетия глобальной экономике международные поставки товаров, услуг и технологий играют важнейшую роль в создании цепочек добавленной стоимости, оказывают значительное влияние на экономическое развитие стран и его темпы.
Анастасия Лихачева, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Развитые трансграничные связи создают одновременно возможности для роста и риски возникновения санкций. В нынешней ситуации важно, какие связи государство считает для себя защищенными, как понимает безопасность. При этом достичь абсолютной безопасности сейчас невозможно. В последнее время используется много типов политических и экономических санкций, которые вводятся в одностороннем порядке одной страной или группой стран для изменения политического курса «наказуемого» государства, смены политического режима, противодействия военной силе, решения внутренних проблем инициатора санкций, обеспечения собственных экономических интересов, наконец, повышения политической или (и) экономической конкурентоспособности страны-санкционера.
Декан подчеркнула, что попытки изменения политического курса практически не сработали против сколько-нибудь крупных стран. Более успешно работает технологическое сдерживание и ограничение связей с отдельными государствами. Политические санкции могут создавать негативные экономические эффекты для страны-цели. Экономические санкции делятся на торговые и финансовые. К торговым относятся запрет экспорта в страну, подвергнутую санкциям, или импорта из нее и запрет или ограничение поставок технологий. Финансовые санкции предполагают заморозку активов, блокировку транзакций и ограничения для рынков капитала «наказанной» страны.
Важно разделять, отметила Анастасия Лихачева, официально декларируемые и иные цели, преследуемые страной-санкционером. Это облегчает понимание, почему они введены именно на такой срок и почему их смягчили или, напротив, ужесточили в связи с политическими изменениями. В частности, по данным ряда исследований, «предвыборные» санкции обычно жестче принятых после электоральной кампании. Интенсивность и востребованность санкций как инструмента политики нарастала начиная с 1990-х годов. В тот период они применялись редко и в ограниченном масштабе. Например, ключевой санкционной программой США в 1990-е годы был «список Клинтона» по борьбе с наркоторговлей. Это были меры против «клуба наркобаронов», их приближенных и компаний, заподозренных в связях с ними.
В 2000-е годы санкции переформатировали: в США были созданы финансовая разведка и специальные органы по отслеживанию товарных и денежных потоков. Это переформатирование совпало с ростом технологических возможностей для прослеживания международной экономической деятельности и транзакций. Стало очевидно, что для санкционного давления на страну даже среднего военного и экономического потенциала или на террористическую организацию недостаточно усилий одного государства, нужна коалиция. В 2010-е годы применение санкций расширяется: усиливается прессинг в отношении Ирана, расширяется программа против Китая, а с 2013-го и особенно с 2014 года — и против России. Интересно, что еще в прошлом году число подвергнутых санкциям китайских компаний и физических лиц превышало число российских. Санкции стали рутинным, можно сказать, повседневным инструментом мировой политики. Сейчас даже страны, не желающие присоединяться к ним, вынуждены изучать санкционные режимы и перепроверять их, чтобы не подпасть под один из них.
Анастасия Лихачева полагает, что в ближайшие годы будет применяться смешивание политических и экономических инструментов и что нарастающий масштаб мер повышает вероятность экономических шоков. Одновременно расширение использования санкций усилит стремление экономических агентов смягчить их негативные последствия и лоббирование интересов своих индустрий. Сами санкции усложнятся, полагает декан, их цена возрастет, поэтому ни одна страна не может быть уверена, что не подвергнется тем или иным односторонним воздействиям. У России и ее союзников пока не получилось создать совместные страховочные механизмы против санкций, констатировала Анастасия Лихачева.
Фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Сегодня и региональные лидеры пытаются санкционировать другие страны, чтобы подтвердить свой статус крупной державы. Например, Саудовская Аравия ввела в августе 2018 года санкции против Канады после резких высказываний министра иностранных дел последней Христи Фриланд о задержании правозащитников в Эр-Рияде. Был отозван посол королевства из Оттавы, канадский посол объявлен персоной нон грата, свернуты инвестиционные программы и двусторонняя торговля. В то же время массовость применения санкций девальвирует их значение как политического инструмента.
В ближайшем будущем, полагает Анастасия Лихачева, будет наблюдаться всплеск санкций в разных регионах мира, но в долгосрочной перспективе их число уменьшится, международные связи ослабеют, а сохранившиеся будут более устойчивыми. Масштабное применение таких мер повлечет за собой диверсификацию во многих элементах международных отношений, цепочки добавленной стоимости будут сокращаться или закольцовываться для обеспечения большей устойчивости. Также это ослабит доверие между сторонами, повысит издержки международного сотрудничества. Масштабные санкции также затрудняют планирование и развитие стран и отдельных отраслей экономики и одновременно стимулируют переход на новый технологический уровень. В частности, не раз подвергнутая санкциям Индия — сегодня один из лидеров в развитии цифровых валют и QR-платежей, доступных даже на отдаленном уличном рынке.
Новой гранью санкций Анастасия Лихачева назвала развитие cancel culture, когда компании уходят из разных стран, в том числе из России, из-за нежелания получить проблемы на внутреннем или международном рынке. «Нам надо разделять краткосрочные и долгосрочные эффекты», — отметила она. Первые могут казаться незначительными, но в длительной перспективе санкции могут нанести существенный урон.
Другой задачей может стать разработка инструментов ухода из-под санкций. Для отдельных товаров это не проблема, но в будущем ситуация может усложниться из-за глобального повышения прозрачности внешних поставок. Изучение санкций и их влияния предполагает анализ их экономических и социальных последствий, выделение сегментов экономики и слоев населения, которые могут пострадать вследствие сокращения поставок определенных товаров и продуктов.
Также следует исследовать опыт Китая, Индии и Ирана по уклонению от санкций и снижению их негативных последствий, прежде всего по замещению и диверсификации поставщиков. В частности, важную роль для обеспечения поставок и обучения персонала могут сыграть точечные связи с небольшими компаниями. Для закупки наиболее важных технологий придется доплачивать до 15–20% странам-читерам и одновременно активизировать развитие собственных НИОКР. В нынешней системе легче выживать, но дороже сотрудничать.
В завершение лекции Анастасия Лихачева назвала три наиболее распространенных мифа о санкциях. Во-первых, они не могут быть вечными, поскольку являются не самоцелью, а лишь производным от задач безопасности. А понимание международной безопасности и мер ее обеспечения у государств и союзов не может быть постоянным. Во-вторых, идеи, что санкции не наносят существенного ущерба, Анастасия Лихачева назвала «соблазнительным самообманом». Она считает также, что копирование прежних практик ухода от санкций и снижения их влияния малоэффективно из-за быстрой смены технологических укладов. Кроме того, не следует рассчитывать на то, что при масштабных санкциях возможен «эффект проруби» — быстрой нормализации после первоначального шока.
Санкции означают смену внешнеэкономической стратегии, более точный и детальный прогноз запросов отечественной промышленности на мировом рынке и внешних партнеров — от нашей страны. Привлечение иностранных государств и компаний к сотрудничеству, выстраивание личных связей потребует совсем иного уровня аргументации, междисциплинарного подхода к отношениям, знания языка собеседника, особенностей ведения бизнеса в отдельных странах.
«Не верьте, что международные отношения окажутся невостребованными в новом мире. На международном отделении студенты изучают не только историю, иностранные языки, конфликтологию, навыки ведения переговоров, но и международные финансы, мировую экономику, региональные и страновые особенности. Все это позволяет правильно ставить вопросы и искать на них ответы», — подытожила Анастасия Лихачева.
Фото: iStock