Михаил Плотников окончил мехмат МГУ и магистратуру РЭШ, построил карьеру в банковской сфере. А потом все бросил, занялся фермерством и теперь поставляет овощи лучшим ресторанам Москвы. Как малое предприятие может зарабатывать в аграрном секторе, Михаил Плотников рассказал студентам НИУ ВШЭ в рамках вебинара о предпринимательстве, организованного факультетом экономических наук.
«Я москвич, никаких хозяйств не унаследовал, — рассказывает Михаил Плотников. — Был типичным советским ребенком в семье работников умственного труда, окончил мехмат МГУ, получил экономическое образование в РЭШ, строил карьеру в финансовом секторе». «Бывший банковский служащий, а ныне — бутиковый фермер» за 10 лет работы в банке дорос до начальника отдела и все время спрашивал себя: кто я и что я, зачем все это и куда я иду? Ответы на экзистенциальные вопросы не находились, развлечения и хорошая зарплата не помогали. Тогда он решил все бросить и искать счастья. Это было импульсивное решение, вспоминает Михаил Плотников.
Михаил Плотников, ферма Филиппов Хутор
Спасаясь от депрессии, он поехал в деревню, где когда-то жили его предки, и начал сажать там овощи. По словам предпринимателя, тогда долгосрочных планов у него не было: «Становиться фермером после получения нескольких высших образований не особо логично». Однако вышло так, что новое увлечение проложило дорогу в новую жизнь. На старте Михаил Плотников, как и многие другие, совершил не одну ошибку. Например, он пытался продавать свою продукцию на рынках, неверно рассчитывая спрос и в итоге выращивая продукты в объемах, которые сложно было реализовать на доступных площадках. В конце концов он нашел свою нишу — это бутиковое фермерство.
Так как ресторанный бизнес — высокомаржинальный, рестораторам необходимо обосновывать высокую цену эксклюзивностью и качеством продуктов: их цена для шеф-поваров по большому счету не имеет значения, на чем и строится бутиковое фермерство. «И единственный вариант в части овощей — это работа с локальными фермерами», — поясняет предприниматель. Страсть к качественным овощам заставляет шеф-поваров «платить любые деньги за мои продукты», полагает Михаил Плотников, подчеркивая при этом, что совесть не позволяет ему слишком завышать цены.
Фото: Михаил Плотников, ферма Филиппов Хутор
«Я понял, что моя профессия должна обеспечивать шефам ресторанов вишенку на торте. Если в 1990-е годы люди ходили в рестораны плотно покушать из-за голодных времен, то сейчас клиент идет за эмоциями и хорошим настроением, — отмечает Михаил Плотников. — А качественные и красивые овощи способствуют этому». Сейчас основные направления его производства — это съедобные цветы, мини-овощи, цветные овощи и дикоросы (полезные дикорастущие растения).
«Просто фантастика: я продаю цветы василька за деньги, а ведь это сорное растение», — говорит фермер. Мини-овощи показали пример эффективности: срок созревания редиса в сезон — 18 дней, то есть всего за три недели можно получить финансовую отдачу от вложений. Дикоросы, в свою очередь, важны, потому что соответствуют актуальному тренду сближения с природой.
Фото: Михаил Плотников, ферма Филиппов Хутор
В Москве тысячи ресторанов, и около 400–500 из них, по оценке фермера, позиционируют себя как рестораны сегмента Fine dining, именно их он считает своими потенциальными клиентами. Сейчас ферма Михаила Плотникова сотрудничает примерно с 30–40 клиентами, из которых 10 — активные покупатели его продукции. Залогом успеха являются бесперебойные поставки, особенно после прихода гида Michelin в Москву, в результате которого некоторые его клиенты стали обладателями звезды.
Убеждение, что в малом фермерстве невозможно заработать, Михаил Плотников называет мифом. Секрет, по его мнению, прост: необходимо искать свою нишу, а не конкурировать с агрохолдингами. Мир стремится к разнообразию и готов за это платить, констатировал он.
Фото: Михаил Плотников, ферма Филиппов Хутор