Большинство российских школ обладают очень ограниченными возможностями для помощи ученикам, имеющим трудности в обучении. Исследование НИУ ВШЭ выявило, что наибольший дефицит поддерживающих ресурсов отмечается у родителей наименее успешных детей и учителей, работающих в школах с большим числом неуспевающих учеников.
Семинар «Возможности российских школ для поддержки и развития детей, имеющих трудности в обучении» был организован совместно МГППУ и Институтом образования НИУ ВШЭ. Представленное исследование базируется на данных опросов школьных учителей (более 8,5 тыс.) и родителей (около 8 тыс.) учащихся 2–11-х классов, проведенных в рамках Мониторинга экономики образования в 2020/21 учебном году.
Школьники с низкими оценками — одна из традиционно уязвимых групп учеников, считает стажер-исследователь Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Наталья Сенина. Их неуспешность тесно связана с социально-экономическим статусом семьи — материальным положением и уровнем образования родителей. По мере взросления неуспешность детей лишь возрастает, так как происходит снижение мотивации и контроля со стороны родителей. Доля хорошистов уменьшается, а доля троечников увеличивается примерно к 9-му классу.
Годы пандемии лишь усугубили ситуацию: удаленный формат обучения и карантин негативно повлияли на освоение школьной программы. По мнению более половины опрошенных учителей, дистанционное обучение серьезно ухудшило качество знаний и умений учеников. Четверть отметили, что не успели пройти всю программу из-за изменений в условиях работы.
Школы обладают определенными ресурсами для поддержки детей, имеющих трудности в обучении. Среди них дополнительные образовательные программы и занятия, конкурсы и состязания, программы индивидуализации обучения, в том числе через дифференцированное преподавание, разработку индивидуальных учебных планов. Кроме того, оказать поддержку способны штатные психологи-педагоги.
«В реальности уровень этих возможностей в российских школах достаточно низкий. Причем наибольший дефицит поддерживающих ресурсов испытывают родители неуспешных детей: они чаще отмечают дефицит внимания школы к проблемам своих детей, отсутствие дополнительных занятий и поддержки специалистов», — рассказала Наталья Сенина.
Как показало исследование, такой важный инструмент, как программы допобразования, слабо используется школой. При этом неуспешные школьники гораздо меньше им пользуются, чем их более успешные одноклассники. Совместный выбор кружков и секций наиболее распространен в семьях, где дети учатся на «четыре» и «пять», а в группе родителей троечников так действует всего 51,6%.
Почти половина родителей неуспешных детей ответили, что в их школе нет дополнительных занятий для детей, имеющих трудности в обучении, тогда как бо́льшая часть учителей рассказали об их наличии.
Альтернативные занятия с репетитором доступны не всем: чем выше уровень материальной обеспеченности семьи, тем больше детей занимаются с репетитором. Так, в семьях, имеющих высокое материальное положение, услугами репетитора пользуются 52,8%, а в наименее обеспеченных группах — лишь 26,8%.
Любопытно также несоответствие ответов относительно индивидуальных планов работы с учащимися. Более двух третей учителей ответили, что составляют и заполняют такие планы и социальные (психолого-педагогические) паспорта класса. Вместе с тем более 90% родителей (вне зависимости от успеваемости детей) ответили, что их ребенок не обучается по индивидуальному плану. По данным Минпросвещения России, эти программы использует лишь 1,1% школьников.
Кроме того, российские школы испытывают огромный дефицит специалистов психолого-педагогического сопровождения. Так, на одного социального педагога приходится 891 ученик, а на одного педагога-психолога — 613.
Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова рассказала о приоритетах родителей при выборе школы и принятии решения о ее смене. Бо́льшая часть родителей неуспешных школьников выбирают учебное заведение, расположенное ближе всего к дому. Родители из этой категории в 2,3 раза реже возят своих детей в школу на автомобиле. Характеристики качества оказываются на последних местах. Так, 13-е место из 20 заняла такая характеристика, как углубленное изучение предметов, 14-е место — хорошая подготовка к поступлению в вуз, 15-е место — достижения в олимпиадах и 17-е место — высокие баллы ЕГЭ.
«Качество образования для родителей менее важно, чем благополучие их детей. Две трети родителей неуспешных детей готовы перевести ребенка в другую школу, причем приоритет отдается в первую очередь комфортным отношениям, заботливым учителям, интересной воспитательной работе и широкому спектру программ допобразования», — рассказала она.
Планируя дальнейшее обучение своих детей, такие родители чаще всего отдают предпочтение среднему профессиональному образованию в своем регионе. Возможно, это не сознательное планирование, а «выбор обреченных». Именно среди неуспешных учеников самая высокая доля неопределившихся к 9-му классу: 12% против 6% хорошистов и 2% отличников.
Родители неуспешных школьников меньше остальных проявляют свое участие в образовании ребенка, выполняя лишь контролирующие функции: 68% следят за посещаемостью и поведением, 62% — за домашними заданиями. За рамками исследования остался вопрос, чем объясняется такая пассивная позиция родителей — равнодушием или непониманием возможностей и значимости собственной включенности.
Интересный результат показали и опросы педагогов. Так, учителя, работающие с наименее академически успешными учениками, склонны перекладывать ответственность за образовательные результаты на родителей и самих школьников. По мере роста масштабов школьной неуспеваемости готовность учителей брать ответственность на себя заметно снижается. Такие педагоги чаще ощущают разочарование в профессии. Впрочем, именно учителям, работающим с большой долей неуспешных школьников, часто объективно не хватает необходимых профессиональных навыков. Стимулирование является одним из эффективных инструментов поддержки учителей, но используется школами довольно редко.
Для учителей не созданы полноценные условия для работы по преодолению школьной неуспешности как в части профессионального развития, так и в части мотивации. Они реже, чем учителя, работающие с академически успешными детьми, получают консультации специалистов. Кроме того, неблагоприятен для преодоления школьной неуспешности и психологический климат, существующий в классах и школах с высокой долей неуспешных детей.
По мнению Татьяны Мерцаловой, ключевым фактором — как и во многих других ситуациях, связанных с образованием, — выступает фактор управления. Возможно, изменить сложившуюся тенденцию сможет усиление внимания к проблеме со стороны государства.
«Не только бэкграунд семьи, но и установки родителей и учителей тесно связаны с феноменом школьной неуспешности. Знание собственных возможностей, уверенность в своих силах, готовность взять на себя ответственность, реализованные в реальной деятельности, могут повысить эффективность работы учителей и участия родителей в профилактике и преодолении школьной неуспешности. Этот подход повышает значимость информационных, мотивационных и образовательных мер в решении рассматриваемой проблемы», — резюмировала Татьяна Мерцалова.