Отечественные работодатели заинтересованы прежде всего в социальных навыках сотрудников — способностях бесконфликтно взаимодействовать с коллегами и клиентами. Однако от большинства профессионалов все же требуется сочетание разных навыков в комплекте со стрессоустойчивостью и эмпатией. К таким выводам пришли авторы исследования динамики спроса на навыки из Высшей школы экономики.
Исследователи испытывают недостаток информации о структуре спроса на труд, особенно по текущей ситуации. Большинство данных, полученных в результате обследований предприятий, отражают структуру предложения, но не постоянно меняющуюся конфигурацию спроса на навыки. Чтобы восполнить этот пробел, директор Центра трудовых исследований (ЦеТИ) ВШЭ Владимир Гимпельсон и сотрудник Международной лаборатории прикладного сетевого анализа ВШЭ Артем Волгин изучили 3,8 млн вакансий, опубликованных с января 2019 г. по октябрь 2020 г. на сайте поиска персонала hh.ru. Из них 3,6 млн предлагали занятость на полный рабочий день. Результаты исследования они опубликовали в препринте «Спрос на навыки: анализ на основе онлайн-данных о вакансиях», опубликованном в серии «Проблемы рынка труда».
Работодатели указывали, какие конкретно навыки требуются от соискателей. При этом, отмечают авторы, данные hh.ru по спросу на определенные навыки могут быть и выше, и ниже фактического числа рабочих мест. Большая текучесть рабочей силы в ряде массовых профессий, в частности, в торговле, транспорте, строительстве, вызывает завышенный поток объявляемых вакансий на одно рабочее место. Одновременно одна объявленная вакансия в крупной сетевой компании может скрывать сразу несколько рабочих мест в дочерних фирмах. Работодатели также могут неточно или неполно формулировать требуемые им навыки, рассчитывая более точно выявить их на очных интервью.
Анализ показал, что структура вакансий смещена в пользу более квалифицированных работников. Но, пояснил новостной службе портала Владимир Гимпельсон, надо иметь ввиду, что каждый работодатель использует свой словарь при публикации объявлений, не придерживается стандартных статистических классификаторов и называет вакансию, как хочет. Например, вакансия менеджера может означать как директора крупной компании, так и обычного продавца — менеджера торгового зала, что влияет на смысл объявления.
Другим недостатком данных hh.ru о вакансиях является ограниченность информации о предлагаемой заработной плате, ее размер не указан почти в каждом третьем объявлении. И на сегодняшний день более полной информации о спросе на навыки, вероятно, не существует.
Наиболее востребованными на отечественном рынке труда оказались не сугубо профессиональные, а социальные навыки — они запрашиваются в 47% всех вакансий. За ними — 42% вакансий — идут профессиональные навыки средней квалификации, как правило, не требующие высшего, а часто и среднего специального образования. Наконец, на третьем месте оказались специализированные компьютерные навыки — 31%.
Общие компьютерные, клиентоориентированные и административно-организационные навыки упоминаются примерно в 26–28% объявлений о найме. Существенно реже — в 12–16% объявлений встречаются запросы на личностные навыки и навыки, связанные с управлением людьми, когнитивные навыки и компетенции в области финансов.
Высокий спрос на некогнитивные, социальные и на сравнительно простые профессиональные навыки отражает примитивность спроса на массовую рабочую силу. Лидируют навыки, которые не являются прямым продуктом сложного высшего образования, говорит Владимир Гимпельсон.
«Результаты исследования не подтверждают популярный тезис об остром дефиците когнитивных или профессиональных навыков большой сложности, для восполнения которого требуется серьезное переформатирование системы образования».
Впрочем, отмечает директор ЦеТИ, нельзя исключить, что для поиска профессионалов высокой квалификации используются иные каналы.
Тренд на цифровизацию, проявившийся до пандемии и усилившийся в дальнейшем, расширил спрос на навыки владения компьютером и знания программного обеспечения. Около 50% вакансий предполагают разные уровни знания компьютера, но в половине случаев требуется лишь базовая компьютерная грамотность. Запрос на нее часто маркирует работу, не требующую высокой квалификации. Вероятно, спрос на компьютерные навыки недооценен: часть работодателей считают их обязательными.
«Акцент на социальные навыки вызван необходимостью коллективного труда и межличностного взаимодействия при выполнении всех сложных видов работ».
«Даже если вы блестящий специалист, но со второй фразы в общении с коллегами переходите на ор, мат и угрозы, вы останетесь без работы», — говорит директор ЦеТИ. В большинстве случаев профессионализм не компенсирует отсутствия или нехватки социальных навыков и наоборот.
От большинства профессионалов требуется сочетание или «букет» разных навыков. Как отмечают Владимир Гимпельсон и Артем Волгин, инженер на производстве должен знать свою специальность (профессиональный навык), уметь налаживать общение с коллегами (социальный навык), владеть компьютером и специальным программным обеспечением (IT-навык). А также быть мотивированным, стрессоустойчивым и готовым к получению новых знаний и компетенций (личностные навыки). Успешному врачу нужны не только глубокие знания в своей области медицины, но и выраженная эмпатия к пациентам. Для промышленных рабочих социальные навыки менее важны, но им могут потребоваться личная дисциплинированность и аккуратность, без которых невозможно точно соблюдать технологические требования. Подобные примеры верны для большинства профессий высокой и средней квалификации.
Отсутствие хотя бы одного навыка из этого «букета» значительно снижает шансы соискателя на трудоустройство и профессиональный успех, включая высокий заработок, и грозит значительным обесценением всех остальных. Отбор работников только по профессиональным навыкам позволял бы обходиться без сложной и дорогостоящей процедуры поиска нужных кандидатов. Наконец, чем сложнее и ответственнее будущая должность, тем сложнее и разнообразнее «букет» навыков, ожидаемый от соискателя.
Социальные навыки высоко востребованы в большинстве профессий, их доля особенно велика там, где взаимодействие с клиентами или партнерами является одной из ключевых задач. Там, где нельзя обойтись без специальных знаний, социальные навыки отходят на второе место, но и в этом случае на них приходится значительная доля запросов. Например, в финансовой, бухгалтерской деятельности нужны специальные знания, административно-организационные навыки, умение работать с клиентами, владение специальным программным обеспечением.
Сильнее всего друг с другом связаны социальные и клиентоориентированные навыки, социальные и специализированные компьютерные, а также литературные и навыки работы в интернете. Есть ряд навыков, почти не коррелирующих ни с какими другими, это навыки, связанные со сферой безопасности, владение иностранными языками, профессиональные медицинские — они самодостаточны.
«Влияние отдельных навыков или их сочетания на размер заработной платы активно обсуждается, но это влияние трудно ухватить эмпирически», — говорит Владимир Гимпельсон.
Для адекватной оценки их вклада не хватает ряда очень важных переменных, влияющих на зарплату. Поэтому предложенные в работе оценки нужно интерпретировать с большой осторожностью, говорят авторы исследования.
Если рассматривать первую десятку навыков, то можно увидеть, что значимая и положительная премия, то есть повышенная зарплата по сравнению со средней, появляется в нескольких случаях. Самой большой — примерно 15%, она оказывается для вакансий, которые запрашивают клиентоориентированные навыки. Для вакансий, предполагающих наличие навыков, связанных с управлением персоналом (HR-навыки), компьютерных специализированных и когнитивных навыков премия колеблется в пределах 3–5%. Штраф около 10% сопровождает запрос на базовые компьютерные навыки, а штраф 2–7% — все остальные. За границей первой десятки выделяются опыт управления проектами (15–20% премии) и знание иностранных языков (около 8%). Любопытно, что «юридические» и «литературные» навыки связаны с 10–12-процентным штрафом, но последний набор встречается в небольшом числе запросов и, возможно, не предполагает высокую квалификацию в этих профессиях. Что означает такой штраф? То, что такие навыки требуются в основном в менее оплачиваемых профессиях.
Авторы отмечают, что многие проблемы, связанные с использованием и изучением баз данных вакансий пока не решены. Анализ можно расширить за счет более полного использования дополнительной информации, особенно об отраслях и профессиях, и объединения имеющихся сведений с другими базами данных. «Это задачи для следующих исследований», — резюмируют Владимир Гимпельсон и Артем Волгин.